Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Анастасия Сашинская
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной на протяжении многих лет. Педагогами и психологами внедряются новые формы и методы работы с данной категорией лиц. Не остались в стороне от проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, и специалисты «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство». Уже в течение трех лет здесь функционирует консультативно-методический центр для родителей детей-инвалидов «Парус».

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов» размещена в разделах

На начальных этапах приоритетным направлением работы было педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом раннего возраста. Для детей проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, праздники, развлечения, организовывались экскурсии и выставки детско-родительского творчества. Однако проведенное нами анкетирование родителей показало, что данных направлений недостаточно. В анкетировании участвовали семьи, обратившиеся на ПМПК в 2010 году. Всего было опрошено 128 семей, воспитывающих детей-инвалидов, раннего и дошкольного возраста. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи.

- Слабую налаженность инфраструктуры отмечают 27% опрошенных семей. Прежде всего, это касается инвалидов-колясочников. Причем чем старше ребенок – тем сложнее становится его транспортировка.

- 84% опрошенных отмечают неготовность дошкольных учреждений к инклюзивному образованию. Как правило, это касается детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, выраженными интеллектуальными отклонениями (особенно в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

- Недостаточное количество специализированных учреждений отмечают 76% опрошенных семей. В своем большинстве это удаленные от центра районы.

– 65% родителей не готовы отдать ребенка-дошкольника в специализированное учреждение интернатного типа, т. к. оно находится далеко от места проживания семьи

- Неготовность социума к принятию ребенка-инвалида отмечают 34% опрошенных. Прежде всего, это касается умственно отсталых детей, детей с генетическими заболеваниями, тяжелыми формами ДЦП и сочетанными нарушениями

– 89% опрошенных отмечают озлобленность, трудности саморегуляции, периоды ярко выраженной депрессии и другие формы деформации личности родителей, которые сказываются взаимоотношениях между членами семьи

- Низкий уровень компетентности родителей. 60% родителей считает, что им не хватает педагогических, медицинских и/или юридических знаний

- 49% родителей отмечает, что в удаленных от центра районах сложно получить специализированную помощь логопеда, дефектолога и психолога

Таким образом, мы видим, что семья, воспитывающая ребенка-инвалида, находится в своеобразном замкнутом круге. Конечно, мы не можем решить все перечисленные проблемы. Однако мы можем помочь родителям вырваться из этого круга, уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе. В этом заключается основная цель организации консультативно-методического центра «Парус».

Достижение данной цели осуществляется через повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ, ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов.

В настоящее время консультативно-методический центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов от 0 до 18 лет. Среди основных направлений работы можно выделить психологическую поддержку семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Оба направления представлены индивидуальными и групповыми формами работы. Рассмотрим некоторые из них.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые занятия проводятся еженедельно малыми группами (по 3-4 человека). Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов. Занятия проводят одновременно два специалиста – учитель-логопед и учитель-дефектолог. Развивающий материал занятия строго дозирован и индивидуален для детей конкретной группы. Обязательное условие – присутствие и помощь родителей, т. к. данная форма работы позволяет наглядно продемонстрировать родителям тонкости коррекционной работы с детьми, обучить приемам активизации ребенка-инвалида в домашних условиях.

Информационно-практические занятия с элементами тренинга направлены на активизацию родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование осуществляется по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. Занятия с родителями проводятся специалистами Центральной ПМПК один раз в месяц. Каждое информационно-практическое занятие включает в себя следующие этапы:

Установка на занятие – участники группы под руководством педагога-психолога приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.

Теоретическая часть – вместе с приглашенным специалистом идет обсуждение определенной проблемы в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения.

Практическая часть – в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» отрабатываются некоторые практические приемы коррекции и развития детей с ОВЗ с учетом темы занятия.

Подведение итогов занятия – рефлексия собственных впечатлений.

Кроме того, родители детей-инвалидов могут получить индивидуальную квалифицированную консультацию у специалистов Центра «Детство» :

Учитель-логопед оценивает уровень развития речи у ребенка, консультирует родителей об индивидуальных особенностях его речевого развития, продумывает систему коррекционной работы.

Учитель-дефектолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций у ребенка, обучает родителей оптимальным способам развития когнитивной сферы, проводит коррекцию познавательной активности ребенка.

Педагог-психолог изучает индивидуально-личностные особенности развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания и взаимодействия в системе «родитель-ребенок», определяет основные направления психологической помощи.

Невролог, детский психиатр оценивают наличие у ребенка неврологических, психических, интеллектуальных нарушений, их влияние на имеющиеся у него проблемы в развитии, при необходимости назначают дополнительное обследование и лечение.

Выставки детско-родительского творчества. Совместное творчество детей и родителей способствует не только развитию творческих способностей у детей, но и сплачивает семью. В Центре «Детство» регулярно оформляется стенд «Радуга», где выставляются тематические работы детей и родителей.

Способствуют сплочению детей и родителей и совместные праздники, развлечения, экскурсии. Кроме того общение родителей друг с другом в неформальной обстановке позволяет им обмениваться опытом семейного воспитания, не замыкаться в проблеме детской инвалидности. В последнее время широкое распространение принимает такая форма взаимодействия с семьей, как домашнее визитирование. Специалисты лаборатории ранней помощи посещают семьи с детьми инвалидами, в домашней обстановке обсуждает с родителями потребности ребенка. Играя с малышом, они определяют зону его ближайшего развития и составляют коррекционно-развивающую программу на ближайшее время. Специалисты дают рекомендации по поводу того, как лучше организовать игровое пространство, как встроить процесс обучения тем или иным навыкам в повседневную жизнь.

Сопровождение семей с детьми-инвалидами можно условно разделить на 3 этапа: поддержка, обучение и консультирование. Как мы видим наибольший объем работы выпадает на период раннего и младшего дошкольного возраста.

- Психолого-педагогическая поддержка семьи подразумевает определение структуры дефекта, обозначение основных направлений коррекционной работы, психологическую подготовку родителей к принятию инвалидности ребенка. Как правило, это происходит в первые годы жизни ребенка.

- Обучение родителей оптимальным способам взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений формирует адекватное восприятие проблемы детской инвалидности. В большинстве случаев это семьи с ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

- Этап консультирования является завершающим этапом в системе сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. Как правило, это семьи, где дети достигли школьного возраста, для которых определен дальнейший образовательный маршрут.

Таким образом, подобная организация системы сопровождения позволяет дозировать психолого-педагогическую помощь с учетом актуальных проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Опыт практической работы свидетельствует о формировании положительных установок в сознании родителей, гармонизации взаимоотношений между матерью и ребенком, оптимизации социальных контактов семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе .

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации» Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль.

Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов
Опубликовано: 15 марта 2018 в 14:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД