Ефимова Наталья Юрьевна
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации : они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
Модели поведения родителей ребенка с ОВЗ
Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают
Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида
Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив. Многие отказываются от своих детей и сдают их в детские дома. Но даже семьи, не отказывающиеся от своих детей, долго справляются с пережитым шоком.
Е. И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребё нка с дефектами:
1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.
Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.
Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.
Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.
Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Родители, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья не могут самостоятельно грамотно подойти к воспитанию своего ребёнка. Именно поэтому им необходима помощь. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. В процессе воспитания такого ребёнка должны принимать участие коррекционные педагоги, психологи, медицинские и социальные учреждения. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, для полноценного развития ребенка. В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально- психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома. В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями
Ежедневно с детьми занимаются специалисты ДОУ: учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог–психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Целью психолого-педагогического сопровождения является : получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :
• Изучение личности ребенка и его родителей
• Анализ мотивационно- потребностной сферы ребенка
• Формирование у детей навыков общения со сверстниками
• Развитие и совершенствование коммуникативных функций
• Формирование познавательных процессов у детей.
• Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка
• Развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Основные этапы психологического сопровождения семьи
1 этап
• Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
2 этап
• Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
• Разработка индивидуальных маршрутов для детей с овз.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на
принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям,
2. Гуманно-личностный -
3. Принцип комплексности -
4. Принцип деятельностного подхода –
5. Принцип конфиденциальности
. В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально- психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с родителями и детьми
Сказкотерапия – где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Формы и методы работы с родителями:
• Анкетирование родителей
• Консультирование
• Дни открытых дверей
• Семинары - практикумы
• Круглые столы,
• Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях
• Проведение совместных праздников
• Совместные тренинги для родителей
• Использование информационных стендов для родителей:
• Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
• Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке
• Использование современных устройств для общения с родителями: общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
• Организация выставок книг и игрушек
Заключение
Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребенка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель». Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию ребёнка ограниченными возможностями.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей
создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыша и полноценное развитие его личности.