Лучший педагог года

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС

Ольга Шелудякова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС

Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС - это целостная, системно - организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в дошкольной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния дошкольной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения детей в нашем ДОУ.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей по вопросу психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Ведущая цель психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

Совместную работу с семьёй можно условно разделить на 3 этапа:

• организационно- диагностический,

• совместный,

• этап совершенствования.

На основании анкетных данных становится возможным создание банк данных семей, о неорганизованных детях и будущих воспитанников. Затем корректируем план работы службы с семьёй, намечаем новые задачи, цели.

Из опыта общения с родителями, выясняется, что самый доступный вариант получения информации о ребёнке это – беседа, т. к. заполнение анкет у многих родителей вызывает негативную реакцию, и часто анкеты остаются незаполненными. В ходе беседы мы собираем банк данных о развитии ребёнка с самого рождения, о его характере, привычке, о поведении, интересах, выясняем условия, в которых рос ребенок, т. к. это имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Кроме того, можно сделать вывод, касающийся личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье. Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Чтобы заинтересовать родителей в развитии и воспитании ребёнка, мы приглашаем их на открытые мероприятия ДОУ. Многие родители даже не имеют понятия, как можно завлечь своего ребёнка, какую игру провести. Педагоги смогли заинтересовать родителей в важности их участия в развитии детей. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому необходимо всячески привлекать внимание родителям к вопросам деятельности ДОУ и помогать выстраивать правильную систему двухсторонних взаимоотношений. В этой связи, наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность службы, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

• информационно-ознакомительные;

• информационно-просветительские.

Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Заключение

Роль семьи в формировании личности ребенка является исходной, определяющей. Одним из основных направлений деятельности нашего ДОУ является психолого-педагогическое сопровождение семьи в решении вопросов взаимодействия и развития ребенка, создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются следующие задачи:

• повышение психолого-педагогической культуры родителей;

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Совместную работу с семьё й мы разделили на 3 этапа:

• организационно – диагностический;

• совместный;

• этап совершенствования.

На первом этапе работы с родителями мы изучали социальный статус семьи, что помогло составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, характере родительско - детских отношений.

Задача данного этапа были направлены на установление контакта с родителями. Совместно педагогами проводили родительские собрания в каждой группе, на которых подчеркивали роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом.

Узнать, каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс, с родителями мы проводим беседу такого характера:

- Кто проводит с ребёнком основное время? В соответствии с этим планируем, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем - можно ограничиться рекомендациями.

- Указать, в какое время дня, и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Главное, чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам и возможностям сумел внести лепту в воспитание ребёнка.

На совместном этапе, изучив запрос родителей, их компетентность в вопросах развития своего ребенка, а так же возможности коллектива, мы выбрали приемлемые формы работы. Формы работы мы поделили на три группы:

-информационно-ознакомительные;

-информационно – аналитические формы;

- познавательные;

Несмотря на то, что сегодня родители часто считают, что именно специалисты ответственны за воспитание, развитие и обучение их ребенка, нам все же удалось донести до родителей важность их участия в воспитании и развитии ребёнка.

Публикации по теме:

Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. В ходе психологического.

Задачи годового плана на 2014–2015 год с учетом ФГОС до Основные цели и задачи годового плана МАДОУ детский сад 1 на 2014 – 2015 учебный год. Цель: Психолого-педагогическое, методическое и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 16 марта 2015 в 20:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД