Психотехнические игры для педагогов

МАРИНА КОЦЕРУБА
Психотехнические игры для педагогов

Психотехнические игры для педагогов

Подготовила:

Педагог - психолог

ГБДОУ № 34

Коцеруба М. В.

г. Севастополь

Психотехнические игры направлены на достижение двух целей:

- способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, снижению психоэмоционального напряжения, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели;

- направлены на развитие внутреннего потенциала педагога, расширение его профессионального самосознания.

Регулярное выполнение подобных упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Для проведения психотехнических игр не требуется специального помещения и большого количества времени. Их можно выполнять в перерывах между уроками (занятиями, по дороге домой или на работу.

В любой профессии, изобилующей стрессо-генными факторами, - а именно к таким относится педагогическая деятельность, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. 2 – 5 минут, затраченные на выполнение упражнений, выполняют функцию «психологического душа», очищающего психику, способствующего быстрому и эффективному отдыху. Верные помощники в этом случае - игры – релаксации.

Упражнение «Внутренний луч»:

Направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности. Выполнятся индивидуально в удобной позе (сидя или стоя).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. тёплым, ровным. Расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабевают зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками (воспитанниками).

Представление о тёплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения нужно получать удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным. Спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»

Упражнение «Пресс»: Способствует нейтрализации отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Выполняется индивидуально. Рекомендуется практиковать перед работой в «трудном» коллективе, разговором с «трудными» детьми и родителями, перед любой психологически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе, сразу после того, как почувствовали психологическое напряжение. Не рекомендуется проводить это упражнение при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

При выполнении упражнения важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию.

Упражнение «Дерево»: Направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождению от травмирующей ситуации.

Представьте себя деревом (каким нравиться, к которым наиболее легко отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.

Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые получает дерево из земли через корни (земля – символ жизни, корни – стабильности, связи с реальностью).

Упражнение «Голова»: Помогает снять неприятные соматические ощущения.

Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. а затем сбросьте руки вниз. как бы избавляясь от головной боли, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение «Руки»: Способствует снятию усталости, установлению психического равновесия, баланса.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так 1.5 – 2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по комнате

Адаптационные игры помогут молодому педагогу адаптироваться в школе, способствуют развитию саморегуляции.

Упражнение «Дыхание»: Выполняется перед началом урока, важного мероприятия в течение 5 – 10 минут. Устройтесь в кресле или на стуле, расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить своё внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на собственном дыхании. При этом не нужно нарушать его естественный ритм.

Упражнение «Психоэнергетический зонтик»: Выполняется в первые минуты урока, при необходимости в течение всего урока. Формирует способность контролировать ситуацию в классе, группе.

Встать перед классом, желательно в центре комнаты, в процессе объяснения стараться представить. Что за счёт воли и сознания над детьми образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех. Цель педагога уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.

Упражнение «Распределение внимания»: Развивает способность к распределению внимания. Выполняется в течение 15 – 20 минут в домашней обстановке.

Включите телевизор и раскройте незнакомую Вам книгу. Попробуйте одновременно читать и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через несколько минут вы почувствуете утомленность. Если утомление наступило уже через 4 – 5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что Вы читали и восстановить виденное на экране. С каждым разом вы будете эффективнее распределять своё внимание.

Если время не позволяет вам регулярно проводить психотехнические игры, воспользуйтесь методом вербального самовнушения. Произносите «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой формулы. Их произношение не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявлять индивидуальные вариации. Важно: чёткость формулировки, короткий текст из нескольких фраз, повторять формулу самовнушения несколько раз (до 7, непоколебимая вера в «магические свойства» слов, произносимых вами. Например: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу и ничего не боюсь». «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни». «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию». «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно. С вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые - молодые нервы, у меня неутомимое молодое богатырское сердце». «Я верю в то, что смогу легко и быстро восстановиться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле».

Литература: Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М: Новая школа, 1995.

Публикации по теме:

Игры для раскрепощения для педагогов, родителей, детей Игры для родителей «Рецепт счастья». Участники объединяются за столами в группы по четыре человека и придумывают «рецепт счастья». Через.

Конспект деловой игры для педагогов «Образование вчера и сегодня» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко» г. Приволжска Конспект деловой игры для педагогов.

Конспект деловой игры для педагогов «Знатоки ФГОС ДО» Деловая игра для педагогов МКДОУ «Детский сад №18» «Знатоки ФГОС ДО» Цель: • Продолжать повышать профессиональную педагогическую компетенцию.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры» Театрализованные игры -средство речевого развития ребенка - дошкольника. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Консультация для педагогов «Зимние игры на свежем воздухе» Зима – волшебное время года, наступления которого с нетерпением ждут десятки тысяч малышей. Пожалуй, никакое другое время года не может.

Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» «Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Тема мастер-класса для педагогов: «Развивающие игры Воскобовича: коврограф «Ларчик», кораблик «Брызг-брызг», волшебная восьмёрка 1, двухсторонний.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Сценарий интеллектуальной игры для педагогов «Русь моя, жизнь моя!» Форма проведения: интеллектуальная игра. Продолжительность: 1-1.5 часа. Цель: в игровой форме повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Психотехнические игры для педагогов
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 08:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика
Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это интегративное...
Консультация «Традиции и обычаи казаков»
Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в...
Фотозарисовка «Музей кукол»
Недавно мы с семьей были на экскурсии во Владимире ( об этом я сделала фоторепортаж. А сегодня не могу удержаться от фото-зарисовки частного музея кукол...
Консультация «Развиваем творчеством»
Природа совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Творческий процесс своими руками развивает художественный...
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...