Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птичьи секреты»

Елена Савочкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птичьи секреты»

Птичьи секреты. Подготовительная группа. Интегрированное.

Цель:

развивать познавательную активность по теме: "Птицы"

Задачи:

- расширить и обобщить представления детей птицах (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов;

- познакомить с интересными фактами из жизни птиц;

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения ;

-воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать сообща, договариваться, оказывать помощь друг другу.

Методические приёмы:

Проблемные ситуации, ситуативный разговор, дидактические игры и упражнения, беседа, рассказ, объяснение, прослушивание музыки.

Перья птиц.

КОЛЛЕКЦИЯ ЯИЦ- перепёлка, курица, утка, индюшка, индоутка, гусь, цесарка, голубь.

Красочные фотографии птичьих гнёзд с необычными цветными кладками яиц.

Запись голосов птиц.

Фотографии необычных (КИВИ, ПИНГВИН, СТРАУС, ПАВЛИН, КОЛИБРИ, УТКА МАНДАРИНКА

Дети, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Садятся полукругом на стульчики.

(тихо звучит запись птичьего пения в лесу.) Весной, с наступлением тепла одни птицы вернулись к нам из тёплых краёв, другие пережили суровую зиму - все радуются весеннему теплу. Послушаем их. Каких птиц вы узнали по голосу (кукушка, ворона, соловей). Птицы – это животные, которые заселили леса, луга, болота, реки. Посмотрите какое разнообразие их. Они привлекают нас своим пением, красивой окраской, необычным поведением. Ребята, птиц называют властелинами воздуха? Почему?

Дети - Это животные у которых есть крылья,они умеют летать.

– Можно ли считать,что умение летать – это главный отличительный признак птиц от других животных?

Воспитатель: Летучая мышь умеет летать –значит она птица? Дети: нет.

Сегодня на занятии мы сможем разобраться кто такие птицы и какие у них секреты. Будем выполнять различные задания, получая за правильные ответы подсказки. Вывешивается на доске силуэт-схема ПТИЦЫ-? .

– Давайте разберем, что отличает птиц от других животных? В ящике- ощущений лежит яйцо Ребята, кто угадает первый секрет? Ребёнок опускает руку в ящик- секретов, угадывает что там.

-Посмотрите, какое оно красивое. Самка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их в гнезде, согревает своим теплом, защищает от животных, которые хотят ими полакомиться, спасает от непогоды. Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками. Где могут строить гнёзда птицы? Ребята, почему у птиц разные гнёзда и разные по размеру яйца? (от местообитания птицы, большие птицы откладывают большие яйца). Посмотрите какое большое яйцо у страуса и очень маленькое у колибри. Дети рассматривают гнёзда, построенные и на деревьях, и на земле, на скалах.

- Дети, у птиц, которые гнездятся на земле окраска яиц в крапинку. Почему? (Да, ребята у птиц, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах, яйца обычно однотонные - белые и голубые. Природа дала птицам гнездящимся на земле защиту от врагов. Скорлупа их разрисована крапинками, полосками, черточками. Яйца могут быть зелёными под цвет травы (кулик, у чаек на пляже, среди камней- окраска похожа на камешки.)У некоторых птиц вообще нет гнезда. Самка императорского пингвина откладывает одно яйцо, передаёт его самцу. Он будет стоять на льду почти 60 дней, яйцо лежит на его лапах, закрытое складкой кожи. Молодцы, справились с заданием (получают первую карточку, приклеивают на схеме - яйцо).

«Всякая птица своим клювом сыта» утверждает народная мудрость. Как вы понимаете пословицу.

Ребята, оказывается по форме клюва можно определить, что едят птицы. Подойдите к доске, посмотрите на схему. Определите,чем могут питаться птицы с такой формой клюва? У каких птиц такой клюв как пика -цапля, аист, журавль. (Удобно мелких рыбок и лягушек доставать, сачок –у пеликана; острый – у дятла У него очень длинный язык, почти 15 сантиметров 15, липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки; Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке; наперекос –у клеста- из шишек семена удобно доставать; клюв хищных птиц –для разрывания мяса). Клюв для птиц является и носом, и ртом, и руками. Клювом добывает пищу, строят гнёзда, кормят птенцов, чистят пёрышки, защищаются.

Какие вы молодцы -раскрыли ещё один секрет! (получают карточку –клюв) Приклеили.

Садитесь.

Продолжаем познавать птичьи тайны. «Отгадай загадки» «Знаете ли вы птиц.»

Среди птиц по бегу он

Самый первый чемпион. (страус)

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (кукушка).

-Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелённых кронах,

А зовут её (ворона)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это …

(Сова)

-На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его… (скворец).

-Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном Из травы и глины… (ласточка).

Пальчиковая гимнастика.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Это – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.

Ну, а это – злой сапсан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки).

Молодцы, и с этим справились заданием, опустите руку в коробку секретов. Что это? Перо. Давайте рассмотрим перья птиц.

Зачем они нужны им? (ответы) Перья защищают птиц от холода ушибов. Служат маскировкой. Перья водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Они помогают птицам нырять и всегда оставаться сухой ;привлечение внимания. (павлин, утка мандаринка) Птицы единственные животные у которых есть перья.

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

«Сравним птиц». Вывешиваются фотографии. Как их зовут.

Орёл / глухарь. (орёл - большие крылья. У глухаря - короткие и широкие, чтобы им не мешали ветки. Гнездится на скалах или на больших деревьях, ест грызунов, ящериц. Глухарь питается растительной пищей.).

Подберём «противоположности».

Перья совы мягкие - у вороны- жесткие;

У ястреба – короткие,а у павлина –длинные;

Есть аист белый, а есть –чёрный;

(получают карточку-Перо.) Приклеили. А все птицы умеют летать. Для чего нужно летать? Чтобы - высматривать добычу на земле. Чтобы - добираться до тёплых мест, где больше пищи СТРАУС, ПИНГВИН –не летают. Нужно ли им это умение? Почему они не летают? Ребята птицы- удивительные животные. У киви вместо крыльев и перьев- шерсть, нет хвоста. Эта птица почти слепая и лучше видит ночью. Она обладает сильным когтем, похожим на лапу, и в основном используется при борьбе с врагом, она не строит гнезда, выкапывает в земле углубление и остаётся там. Они любят дождевых червей, личинок, жуков, упавшие фрукты.

Мы с вами много говорили о птицах, а давайте теперь подумаем, что произойдет, если птицы вдруг исчезнут, Ребята большинство птиц приносят пользу. Какую?

-Разносят семена, хищные птицы уничтожают мелких грызунов, перья используют для изготовления подушек, перин, пошива теплой одежды,защищают леса, поля, огороды от насекомых, яйца домашних птиц, мясо– продукт питания человека. Давайте рассмотрим какие яйца бывают у домашних птиц….Посмотрите какие они разные. Почему у меня здесь голубиное яйцо? Зачем разводят голубей? Посмотрите какие красивые голуби выведены людьми. А сейчас с вами поиграем представим себя одной из домашней птиц.

Ходит по двору индюк Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (Потопать ногами)

Крыльями захлопал (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (Руки на поясе)

Или медный самовар (Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (приговаривая «бала – бала – бала»,

Понесся стрелою. (Бег на месте).

Отдохнули. А сейчас решим весёлые задачки. Считать нужно быстро.

Семь цыпляток у дорожки

Не спеша клевали крошки,

Подбежал к ним старший брат,

Сколько стало всех цыплят? (8)

Пять синичек на опушке,

Две синички у кормушки,

Сколько птичек, ты скажи

Посчитай и покажи? (7)

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

Лебеди у нас в пруду.

Я поближе подойду:

Трое черных, белых пять.

Кто успел их сосчитать?

Дети подходят к таблице.

Ребята, Что запомнилось вам больше всего на занятии? .Какие вы молодцы, разгадали птичьи секреты, но в мире этих животных ещё много неразгаданных тайн которые вам ещё предстоит раскрыть. Заглянем в ящик секретов там для вас сюрприз.

Дети обнаруживают сюрприз – птичье гнездо, покинутое птицами, но полное «киндер-сюрпризов».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Волшебные секреты воды»Конспект НОД «Волшебные секреты воды» НОД «Волшебные секреты воды» Цель. Дать представления детям о значении воды в жизни, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах,.

Аппликация «Секреты улитки»Аппликация «Секреты улитки» Вечером когда остаётся один, два ребёнка мы любим заняться творчеством, это может быть работа из вариаций на тему недели, или индивидуальная.

Досуг для детей старшего возраста «Птичьи почемучки» Досуг для детей старшего возраста «Птичьи почемучки» Цель: Расширение представлений детей о птицах, условиях их проживания. Задачи: *Закрепить.

Конспект интегрированной НОД «Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна» для детей подготовительной группыКонспект интегрированной НОД «Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна» для детей подготовительной группы "Звонче птичьи голоса, к нам идет весна-красна" Ход НОД Вводное слово воспитателя. Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена.

Конспект НОД «Птичьи трели» для средней группы. Образовательная область «Познание»Конспект НОД «Птичьи трели» для средней группы. Образовательная область «Познание» нтеграция образовательных областей: Познание (ФЦКМ, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество (рисование).

Проект «Моря и океаны и их секреты» Творческий проект для детей младшей группы. Тема: «Моря и океаны, и их секреты» Выполнила воспитатель: Кесян Нарина Сергеевна Вид проекта:.

Секреты работы в технике пластилинография Приёмы работы с пластилином: С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с.

Мои секреты успешной работыМои секреты успешной работы СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В детском саду я работаю более 28 лет. Исходя из специфики моего детского сада все эти годы я проработала с детьми.

Стенгазета «Секреты хорошего урожая»Стенгазета «Секреты хорошего урожая» Вот и прошло лето! Закончились летние каникулы! Все детки вернулись загорелые, отдохнувшие, повзрослевшие. Многие дети отдыхали на даче,.

«Птичьи разговоры». Экологический КВН по ознакомлению учащихся с многообразием птиц Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная Общеобразовательная Школа с. Трубетчино Птичьи Разговоры Экологический КВН Цель:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птичьи секреты»
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 00:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...