Татьяна Митрохина
Публичная лекция «Организация инклюзивного образования в ДОУ. Пути и решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья учиться и развиваться среди обычных детей. Слово «инклюзия» давно уже на слуху у многих. Сегодня настало то время, когда выражение «особые возможности здоровья» получают иную трактовку и рассматриваются не как особенность самого человека, а как барьеры, которые выстраивает само общество.
Публикация «Публичная лекция „Организация инклюзивного образования в ДОУ, Пути и решения“» размещена в разделах
Федеральный Закон закрепляет не только понятие, но и ряд важных механизмов, усиливающих инклюзивный потенциал российского образования. На государственном уровне был провозглашен главный принцип Федерального стандарта – поддержка и развитие личности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России. Государством принят пакет нормативных документов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования.
Практика инклюзивного образования должна быть обеспечена всеми локальными актами внутри образовательного учреждения.
Инклюзия требует организационных и проектировочных решений : адаптирование программ, индивидуальных планов и маршрутов развития, организацию воспитательно-образовательного процесса, психолого-педагогического, диагностического и методического сопровождения.
Серьезная проблема кроется в необходимости изменения образовательной среды.
А это открывает проблему финансирования дошкольного учреждения. Не все детские сады могут позволить себе организацию инклюзивных групп, приобретение специального оборудования, которое должно быть адресным.
Коллеги, посмотрите на себя глазами специалиста, владеющим спектром профессионально-значимых компетенций.
Задайте себе вопрос: «Смогу ли я это сделать?
- Принять особых детей
- Включить таких детей в активные формы деятельности, но ставить разные задачи.
- Вовлекать воспитанников в групповые формы работы и использовать активные методы обучения и развития.
Ответ на этот вопрос, как правило, бывает неоднозначным. Не хватает квалификации, психологической стабильности, толерантности.
Поэтому, на сегодняшний день остро стоит проблема повышения квалификации педагогов. Необходима организация курсов повышения квалификации, создание банка данных лучших практик.
На мой взгляд, наиболее важно, не только отсутствие опыта и знаний, а психологической готовности принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычную группу детского сада. Педагогам необходимо иметь возможность получения консультативной помощи и возможность использовать специализированные учреждения как ресурсные и методические центры.
Остро стоит вопрос нехватки специалистов, а ведь организовать полноценное коррекционно-развивающее педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в развитии, здоровья, возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
Чем раньше ребенку будет предложена коррекционная и образовательная помощь, тем быстрее он достигнет равного или близкого возрастной норме уровня общего и речевого развития.
Очень важно помнить, что инклюзия – это не только физическое нахождение детей в образовательном учреждении, это изменение педагогической культуры, изменение системы отношений всех участников образовательного процесса, это тесное сотрудничество педагогов и специалистов, это вовлечение родителей.
Важно, на пути развития инклюзивного образования устранить социальные барьеры.
Поэтому необходимо проводить работу, направленную на повышение уровня компетентности и на включение родителей в жизнь детского сада и инклюзивных групп.
Давайте создадим условия для общения детей разного уровня развития, обычных и особых. Давайте начнем с себя. Поймем, примем, протянем руку помощи и постараемся превратить детские мечты в реальность.