Зоя Дапыян
Конспект занятия по краеведению «Путешествие на Кузег»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на Кузег»
Цель: Воспитывать у детей интерес к культуре тувинского народа; развивать активность, самостоятельность, память, речь, логическое мышление.
Оборудование: запись с мелодией сыгыт, коврик, бусинка, тевек, кажык.
Ход занятия
- Ребята, вы слышите тувинскую народную мелодию в стиле сыгыт. С незапамятных времен тувинцы пасут свой скот и, сидя на своем вороном коне, чабан всегда любит напевать эту мелодию. (Слушают мелодию).
- Где чабаны пасут свой скот? (Ответы детей).
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Путешествие на Кузег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- Когда наступает долгожданное лето, чабаны пасут свой скот на Чайлаге. Вы знаете что такое Чайлаг? (Ответы детей).
- Чайлаг – это летнее пастбище. А осенью чабаны перегоняют свой скот на Кузег. Кто знает что такое Кузег? (Ответы детей).
- Кузег – это осеннее пастбище чабанов. На этих высокогорных пастбищах даже в самые жаркие дни всегда прохладно и трава сочнее. Рассказать о красоте этих мест, о жизни чабанов можно долго и много. А лучше всего увидеть все это своими глазами. Я предлагаю вам отправится в путешествие на Кузег. Вы согласны?
- Рассаживайтесь поудобнее на наш волшебный ковер – ширтек. Как сидят на ширтеке?
- Кузег находится очень далеко. Дети внимательно смотрите и запоминайте все, а когда мы вернемся назад, вы все, что увидели и услышали, расскажете остальным детям в детском саду. Итак, полетели.
- Вот мы летим над широкими ровными степями, пролетаем над высокими горами. Даже знойным летом их вершины серебрятся снегом. Они так и называются Монгун-Тайга-Серебрянные горы. В Туве очень много рек больших и маленьких. А вот и непроходимая тайга. Зимой и летом здесь можно ездить только на оленях. Вот мы и приехали. Слышите, ребята!
Лают собаки, чабан в своей песне восхволяет свою землю и отару. Ой, ребята, сколько здесь юрт и скота. Кто знает что такое юрта? Юрта – это традиционное жилище чабанов. Ее можно легко собирать и разбирать, поэтому она очень удобна при переезде. Давайте подойдем поближе к юрте.
Дети: Здравствуйте, бабушка!
Бабушка: Здравствуйте, дети. Заходите, дети в юрту. (Дети заходят в юрту). Пейте, дети, дети, чай.
Воспитатель: Спасибо за чай, за теплый прием. Мы с детьми приехали, чтобы узнать как живут чабаны на Кузеге. В какие игры играют в свободное время.
Бабушка: Осень нам прибавила много хозяйственных забот. Кроме перекочевки на Кузег и уборки урожая, мы заготовили много молочных и мясных продуктов, корней и семян. Собрали кедровый орех. На днях стригли шерсть, катали войлок. Мужчины заготовили дрова. Сейчас мы шьем теплую одежду и обувь. А в свободное время играем в разные национальные игры. Например, игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Эта игра отображает жизнь кочевников – скотоводов. Раньше не было игрушек, а бараньи астрагалы приносят счастье, поэтому особенно дети, собирают кости. Давайте лучше поиграем в игру «Четыре трудности» на счастье
Игра «Четыре трудности»
Есть еще игра в кости «Скачка»
Бабушка: Молодцы, дети!
В: Какие вы еще знаете тувинские игры?
Бабушка: Игры бывают настольные, напольные, подвижные, игры забавы, игры взрослых и детей. Подвижные игры играют на улице, в свободном пространстве. Давайте выйдем из юрты и поиграем в игру «Слепой черт».
Игра «Слепой черт»
Бабушка: У нас праздники не обходятся без Борьбы «Хуреш», «Тевек».
Игры «Хуреш», «Тевек».
Бабушка: Также играют игры забавы. Это игра «Найти бусинку».
Игра «Найти бусинку»
В: Славный у нас день выдался. Настоящий праздник устроили нам да, дети! Хорошо мы отдохнули у вас на Кузеге. Давайте, дети скажем бабушке – Спасибо. (Спасибо).
Бабушка: Вам спасибо. Приходите еще!
В: Пора, ребята нам возвращаться. Садимся на наш волшебный ковер и поедем домой в детский сад.
В: Дети, сегодня мы узнали о разных тувинских народных игр. давайте вспомним какие тувинские игры нам бабушка рассказала?
- В какие игры мы играли?
- К настольным, напольным играм какие игры относятся?
- А к подвижным?
- К играм забавам?
- Молодцы, дети!