Карине Митрофанова
Путешествие с капелькой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование экологической культуры через уточнение знаний детей о свойствах воды.
Направление «Социально-личностное»
Образовательная область «Социализация» : занятие, игровая деятельность, общение детей, экскурсия.
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
2. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы; эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма.
Направление «Познавательно- речевое»
Публикация «Путешествие с капелькой» размещена в разделах
Образовательная область «Коммуникация» : развитие речи, звуковая культура речи, формирование словаря детей.
1. Совершенствовать знания детей о роли воды в природе, в жизни человека и всех живых существ
2. Обогащать и активизировать словарь; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Образовательная область «Познание» : РиОМ, развитие речи, расширение кругозора детей, познавательно-исследовательская деятельность.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
2. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, загадки о воде.
Направление «Физическое развитие»
Образовательная область «Здоровье»
1. Создание психологического комфорта в коллективе (физминутки).
2. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством дыхательной гимнастики: игра «Снежинки летят», «Мыльные пузыри».
Ход занятия:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
На места опять вернемся
Улыбнемся, подмигнем
И играть опять начнем
Предложить детям присесть на коврик полукругом.
Воспитатель: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (звуки воды из водопроводного крана).
Дети: это звуки воды.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю вам отгадать загадку.
Я и туча, и вода,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.
С - течет вода из крана
Много струек у фонтана!
С-с-с-с-с
На траве блестит роса
Нам пропели струйки - Са
Са-са-са-са-са
Пьет жучок в саду росу
Произносим слоги - Су
Су-су-су-су-су
Вышло солнце - нет росы
Повторяем слоги - Сы
Сы-сы-сы-сы-сы
(ЗВУЧИТ МУЗЫКА)
Заходит Капелька
Воспитатель: А кто это к нам пришел? Ты кто? Как зовут тебя?
Капелька : Как неужели вы меня не узнали. Я и мои сестрички всегда находимся рядом с вами. Ну, хорошо я вам сразу не скажу, а немного подскажу. Мы с сестричками очень любим путешествовать и я вам сейчас покажу, а вы попробуйте отгадать, где мы бываем. Будьте внимательны.
(показ иллюстраций дождя, речки, моря, пара, тучки, снега, льда)
Ведущая: Ребята, так это же все что.
Дети: вода
Ведущая: А частью воды, что является.
Дети: Капелька.
Капелька : Молодцы! Ребята, вы мне так понравились, что я предлагаю вам отправится в путешествие вместе со мной. Согласны.
Дети: Да.
Капелька : Но для того чтобы нам отправится в увлекательное путешествие, вам нужно превратится в капельки. И знаю, как это сделать. Вы должны отгадать загадку:
С тучки, как из решета
Кап-кап-капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка (дождик)
Ребята, а вы знаете, что когда начинается дождик это значит, что наша мама тучка отпускает нас погулять. Слышите нам пора (звуки дождя)
Ведущая: Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают имитируя падение капелек) и продвигаются с столам.
Капелька : Ой! Капельки-ребятки куда это мы с вами попали.
Воспитатель: А оказались вы в лаборатории, где можно узнать все о воде и ее свойствах.
Капелька : Смотрите, смотрите (показывает на схему дождя) это же мы с вами.
Воспитатель: Совершено правильно, это схема дождя. Ребята, а что вы знаете о дожде.
Ребенок: Дождик лей, Дождик лей,
Не жалей! Травку первую полей,
Вместе с луком и горошком
Чтобы выросла она высока и зелена.
И меня чуть-чуть полей
Подрасту и я немножко!
Дождик лей, Не жалей!
Опыт № 1: - В емкости лежит намоченная губка (имитация тучки) и воспитатель выжимая ее демонстрирует появления капель воды.
– «Вода бесцветная». Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод – Вода не имеет цвета.
- «Пахнет ли вода?» Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод – не имеет запаха. Молодцы! (звуки ручья)
Воспитатель: Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Возвращаются в лабораторию и находят схему ручья. Ребята, а что вы знаете о речке.
Ребенок: Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течешь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой.
Разливаешься весной.
Опыт№ 2: - «Вода – жидкость». Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая.
«Прозрачность воды» перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна чистая, другая – грязная (в воду добавить немного песка).
Воспитатель: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё ватный диск и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Дети: Вода становится чистой.
Воспитатель: А что стало с нашим ватным диском?
Дети: Грязным стал
Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно её использовать?). А что надо делать для того, чтобы беречь воду? (не засорять ручейки, реки, озера, не оставлять кран открытым). (Высказывания детей.)
Воспитатель: Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу и руками имитируют волны).Передвигаются в лабораторию и находят схему моря. А что вы ребята знаете о море.
Ребенок: Я рисую море, голубые дали. Просто как живая!
Вы такого моря, просто не видали! Я сижу тихонько около прибоя
У меня такая краска голубая, что волна любая Окунаю кисточку в море голубое.
Опыт№3 - «Есть ли вкус у воды?». Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна
Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель
- «Предложить детям открыть термосы. Поместить над паром зеркало на нем образуются капельки воды. Над другим губку.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
Вывод: Капли воды испаряются.
Капелька : Ребята нам пора возвращаться
Воспитатель: Плавали, плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке.
Капелька : Ребята мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам. Мы столько нового узнали. Но мы кое-что забыли. Летом мы дождинки, а зимой.
Дети: Снежинки
Опыт№4 –«Твердое состояние воды»
Емкость со снегом. 2 бутылки с водой: 1 оставалась в группе, а 2 выносилась на улицу. (сравнение)
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, нет запаха, без вкуса, растворитель.
Дыхательная гимнастика: - игра «Снежинки летят»
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!
Капелька вручает капельки из соленого теста детям,гостям и мыльные пузыри.
Под музыку «Лимонадный дождик» дети пускают мыльные пузыри.