Татьяна Долгова
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Геометрию»
ЗАНЯТИЕ
по математике в старшей группе
«Путешествие в страну Геометрию»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о характерных особенностях геометрической фигуры – ТРЕУГОЛЬНИКЕ (количество углов, сторон, вершин).
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Путешествие в страну Геометрию“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать геометрическую зоркость. Учить чертить треугольник на листе с помощью линейки.
3. Уметь находить в окружающей обстановке предметы треугольной формы.
4. Формировать речь-доказательство.
5. Воспитывать желание заниматься геометрией – наукой, изучающей геометрические формы и пространственные отношения.
(Конспект разработан на основе материала книги «Математическая азбука» В. Житомирский, Л. Шеврин).
Предварительная работа:
Собирать треугольники из семян, бусин, палочек…
Ход занятия:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
Пальчики уснули, в кулачек свернулись:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Веселятся все!
Но пора обратно всем:
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1-
Снова в домике сидим.
Мы с вами любим заниматься математикой. Учимся считать, изучаем цифры, время. Но математика еще нам может о чем-то рассказать. Отгадайте загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо… (круг)
У меня четыре угла и четыре сторонки
Похожи точно родные сестренки…
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -.
Треугольник
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
Трапеция
Я предлагаю сегодня отправиться в страну ГЕОМЕТРИЮ – науку, которая изучает геометрические фигуры, их размеры и пространственные отношения.
Уже древние люди заметили, что в окружающей природе есть предметы, похожие на разные фигуры. И современные люди продолжают изучать геометрию.
Все о геометрических фигурах рассказывают только старшим детям. Вы стали старшими? Хотите узнать новое о геометрических фигурах? Тогда я с удовольствием вам расскажу…
(На доске на клетчатом ватмане рисую треугольник с помощью линейки фломастером)
- Вы знаете, как называется эта фигура? (треугольник)
- Почему? (Наверное, потому, что у него три угла)
- (показываю, обводя каждый угол дужкой и обозначаю цифрой) – Покажи Катя первый угол. Варя –второй. Никита – третий.
- Правильно. Три угла.
- А теперь посмотрите, еще и ТРИ СТОРОНЫ. (обвожу стороны разного цвета фломастерами)
– Что рисую? (Сторону). Первую сторону. Вероника принеси цифру, обозначающую число один. – Как называется эта цифра? (Единица). Каким цветом я нарисовала первую сторону? Сколько фломастеров использовала для черчения первой стороны треугольника?
- (то же про другие стороны) - Рисую вторую сторону. Каким цветом нарисовала вторую сторону? Сколько фломастеров использовала для черчения второй стороны треугольника? Какой цифрой обозначим вторую сторону? (Двойкой).
- Рисую третью сторону. Каким цветом нарисовала третью сторону? Сколько фломастеров использовала для черчения третьей стороны треугольника? Какой цифрой обозначим третью сторону? (Тройкой).
- Сколько фломастеров использовали? (показываю). Сколько цифр принесли? (три). Почему три? Что эти цифры обозначают? (Сколько сторон у треугольника)
- (Вкусно) - Хотите сами начертить треугольники? Возьмите линейки, карандаши и клетчатую бумагу. Старайтесь так начертить, чтобы сторона шла по линии либо внизу, либо сбоку. (Показать готовые варианты выполнения задания на доске- на формате А-3)
А почему такой усатый треугольник, хоть в парикмахерскую его отправляй! Сотрем усы… Точка, там, где стороны встретились, называется вершиной.
Вывод: У треугольника – три угла, три стороны, три вершины.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Мы продолжаем путешествие по стране Геометрии.
- Ребята, в каком городе вы живете? (Кемерово). В стране Геометрии тоже есть разные города: Квадрат, Круг, Прямоугольник… и, конечно, Треугольник. Хотите побывать в этом городе? Тогда поедем на автобусе (Звучит мелодия «Мы в автобусе сидим»).
Найдите и принесите предметы треугольной формы. – Почему принес это? Докажи(Три стороны, три угла, три вершины)
- Посмотрите, здесь дом. Какой формы у него дверь? Окна? Крыша? (Большая крыша сделана из четырех малых треугольных призм. )

Рядом вижу треугольник,
Я купила сей угольник
(показываю школьный треугольник)
У него три стороны
И, конечно, есть углы.

Если я возьму платок или в клеточку листок,
Пополам его сложу – треугольник получу.
- Как вы думаете, какие человечки живут в этом городе, как они выглядят -O- На какую геометрическую форму они похожи? (на треугольник). Из каких геометрических форм они состоят? (из треугольников)
- Ребята, помогите, пожалуйста, заселить этот город жителями. Выберите схемы изготовления, материалы и приступайте к работе. (дети составляют «человечков» по образцу).
- Понравилось вам наше путешествие? Еще хотите? Мы обязательно еще поедем в эту страну. А еще у меня есть книга, с помощью которой вы самостоятельно можете побывать в стране Геометрии (показываю книгу: «Путешествие по стране Геометрии» Житомирский В. Г., Шеврин Н. Л.)