Наталья Батырева
«Путешествие в мир природы». Комплексное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание НОД:
Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
- Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);
-Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;
- Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Развивающие задачи:
- Развивать связную, четкую речь и зрительную память;
Публикация «„Путешествие в мир природы“, Комплексное занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;
- Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;
- Развивать связную, четкую речь;
«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;
«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;
«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;
«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;
Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.
Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.
Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»
Методическая работа:
Словесный метод – беседа, рассказ
Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация
Практический метод – опыт – эксперимент
Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.
Слайд №1
(прослушивание записи «Звуки леса»)
Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Предполагаемые ответы детей: Лес
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?
Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?
Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2
Воспитатель: А если растут одни березы?
Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.
Слайд №3
Воспитатель: А что вы видите возле березы?
Слайд №4
Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.
Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?
Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.
Слайд №5
Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?
Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.
Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.
Слайд №6
Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.
Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.
Игра
Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)
А над нами лес высокий. А над нами сосны, ели (качают руками)
Головами зашумели. (покачивание головой)
Грянул гром, (присели, спрятались)
Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: Ельник.
Слайд №7
Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т. к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?
Предполагаемые ответы детей: да.
Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?
Предполагаемые ответы детей: нет.
Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?
Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.
Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?
Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.
Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -
«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?
Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т. д.
Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?
Предполагаемые ответы детей: да, нет.
Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.
Опыт:
На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.
Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?
Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.
Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет. (дети дуют, появляются пузырьки). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?
Предполагаемые ответы детей: пузырьки
Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:
Чем больше в неё вложишь,
Тем больше она отдаст. (земля)
Предполагаемые ответы детей: земля.
Слайд №8
Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20
Слайд№9
Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер
Слайд №10
Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.
Слайд №11
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?
Предполагаемые ответы детей: почва.
Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?
Предполагаемые ответы детей: да.
Воспитатель: А почему так о ней говорят?
Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.
Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.
Слайд №12
А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:
Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться.
(полевка)
Слайд №13
Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у. (крота)
Слайд №14
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки.
(дождевой червь)
Слайд №15
Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».
Слайд №16
Поле – поля – много полей
Слайд №17
Колосок – колоски – много колосков
Слайд №18
Василек – васильки – много васильков
Слайд №19
Мак – маки – много маков
Слайд №20
Сорняк – сорняки – много сорняков
Слайд №21
Кустарник – кустарники – много кустарников
Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.
Слайд №22
Предполагаемые ответы детей: река.
Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?
Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.
Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?
Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.
Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.
Слайд №23
Воc питатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?
Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.
Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.
Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.
Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.
Слайд №24
(Прослушивание записи «Звуки воды»)
Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.
Слайд №25
Слайд №26
Слайд №27
Слайд №28
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.
(Изготовление значков)