Татьяна Миловидова
Путешествие в солнечное царство — космическое государство
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о Солнце.
2. Закрепить знания у детей о звездах, о том, что такое звезда, созвездие, понятие – астролог. Почему Полярную звезду называют звездой моряков.
3. Закрепить знания детей о смене дня и ночи, смене времен года.
4. Закрепить знания у детей о том, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле.
5. Развивать моторику пальцев рук, умение сочетать слова с действием.
Обогащение словаря детей. Солнечная система, земная орбита, астролог, притяжение, небесное тело.
Публикация «Путешествие в солнечное царство — космическое государство» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Демонстрационный материал. Глобус, образец зрительного диктанта, палочки, карта знаков Зодиака, пособие с изображением Солнечной системы, яблоко, настольная лампа, флажки, магниты, шарики.
Предварительная работа. Рассматривание альбома с ракетами, атлас звездного неба, созвездия и знаки зодиака, раскрашивание книги-раскраски, чтение рассказов В. Бороздин «Первый в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой», рисование наша Земля, моя ракета, сюжетные игры «Поход в Планетарий», «Полет на Луну», «Морское путешествие», настольная игра «Вселенная – солнечная система». Беседы о происхождении названий созвездий, что такое звезда, кто такие звездочеты.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в «Солнечное царство космическое государство». Как вы думаете, на чем можно лететь в космос?
-Правильно, на ракете.
- Давайте построим ракету по образцу (зрительный диктант – работа с палочками).
-приготовились к старту. Поехали.
«В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый».
- Мы с вами в космосе. Посмотрите, как красиво.
Сияет луна, ее мягкий свет заливает Землю, но он не так ярок, как свет Солнца.
Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему звездному небу.
На Земле Луна постепенно спускается все ниже и ниже и наконец, исчезает за горизонтом. Темнеет ночь. Летняя ночь проходит быстро. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится все слабее. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день.
С древнейших времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов.
• Что такое небесный свод?
• Что такое звезда?
• Почему луна светит слабее солнца?
• Отчего происходит смена дня и ночи? И другие вопросы.
- Ребята, давайте вспомним:
• Что такое звезда? (Ответ. Это огромное шарообразное тело)
• Как называют современного мудреца – звездочета? (Ответ. Астролог)
• Какие созвездия вы знаете? (Ответ. Большая и Малая медведица, Лебедь)
• По какой звезде моряки определяют путь корабля? (Ответ. Полярная звезда)
• На что похоже созвездие Большой Медведицы? (Ответ. На ковш)
- Молодцы! Правильно. А сейчас отгадайте загадку:
«Золотое яблоко по небу катается, с утра улыбается?» (Солнце).
- Да сегодня мы с вами поговорим о солнце. Что такое Солнце? Это огромное раскаленное небесное тело. Солнце самая близкая к Земле звезда. Расстояние от Земли до Солнца очень и очень много км. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. Ближе всех Меркурий, Венера, затем Земля, Марс. За ним идут планеты великаны: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, и самый маленький - Плутон. Все они безостановочно вращаются вокруг солнца, каждая на своей орбите.
-Солнце, вместе с планетами, вращающимися вокруг нее, называют Солнечной системой. Огромное Солнце находится в центре и одаривает своим теплом все планеты. Солнце огромное и больше чем Земля в миллионы раз.
-Ребята, что дает нам Солнце? (ответ). Правильно, оно является источником света, светит оно необычайно сильно. Его температура на поверхности такое горячее, что напоминает кипящую «кашу». Все, что попадает на Солнце, немедленно превращается в газ, даже камни и металлы.
- Дети, какое значение имеет Солнце для жизни на земле? Какая польза от Солнца? (ответ)
-Правильно, во все стороны от Солнца, распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От сильного холода погибли бы на Земле все растения и животный мир. Давайте немного отдохнем и выполним упражнение.
Физминутка. (упражнение для рук).
Большая желтая луна восходит в небе звездном, (руками показывают круг)
Свой яркий свет мне шлет она и шепчет: очень поздно! (шевелят пальцами двух ладоней)
Луна встает, а мне в кровать! (имитируют –руками круг, вверх)
И до утра придется спать! (ладони по щеку)
Большая желтая луна бледнеет и заходит. (руки: круг опускают вниз)
Погасли звезды, и видна Заря, и солнце всходит. (сжимают и разжимают пальцы рук)
Я встану, а луна в кровать! До вечера ей надо спать! (Потягиваются, и поднимают руки вверх с раскрытой ладонью)
-Наше путешествие продолжается. Солнечные лучи нагревают Землю неодинаково.
- Когда Солнце греет сильнее: летом или зимой? (ответ).
- Правильно – летом? Потому что оно расположено высоко над землей. Чем выше солнце, тем оно сильнее греет.
Целый день солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру скрывается из виду. Небо темнеет, и появляются звезды. Наступает ночь.
-Куда же прячется Солнце? (ответы).
- Нет, оно не прячется никуда. В том, что наступает ночь, повинна наша Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг себя и подставляет солнышку то один бок, то другой. На той стороне, где Солнце освещает – день, на другой – ночь. Повернется земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, а на дневную – опускается ночь. Мы не замечаем, как земля поворачивается, потому что она вращается очень плавно. И вместе с ней вращаемся мы и все остальные земные тела: моря, океаны, горы, леса, и даже воздух который окружает нас. Попробуйте покружиться и у вас закружится голова. (Дети кружатся на месте).
-Отдохните. Чтобы понять, как все это происходит, можно провести такой опыт. Возьмем яблоко – это будет наша Земля, горящую лампу – Солнце, 2 флажка : синий - ночь, белый – день. Их расположим по обе стороны яблока. Лампу поставим с одной стороны, где день, эта сторона освещена и будет день, а темная с синим флажком, там ночь. Начнем поворачивать яблоко так, чтобы белый флажок скрылся в тени, а синий флажок осветился, и наступило утро. Еще повернем яблоко и снова сумерки, где синий флажок. Наша игрушечная Земля сделала полный оборот. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа.
-Как это время называется? (сутки).
- Все планеты обегают Солнце по своей собственной орбите. Время, за которое они совершают полный круг, называется год.
-Сколько месяцев в году? (12).
-Назовите их (ответ)
-Какие времена года сменяют друг друга? (ответ)
-Давайте попробуем представить, как это происходит. (Опыт)
Возьмем чистый лист бумаги. Нарисуем и произносим со мной «Я рисую желтый круг и много лучиков вокруг – это солнышко сияет, а вокруг Земли орбита. Вот планета – домик наш». (говорим два раза; беру глобус, на нем отмечена наша страна; настольную лампу).
-Видите, северное полушарие, в котором находится наша страна, «отвернулась» от Солнца. У нас зима. Разгулялись морозы, зато на южном полушарии, которое обращено к солнцу, ему достается много тепла и света, там лето.
-Земля не стоит на месте, она бежит по орбите, постепенно северное полушарие поворачивается к солнцу. Становится все жарче, припекает солнце, бегут ручьи, тает снег, появляются листья, прилетают птицы и наступает, что? (Дети - весна).
-На южном полушарии все холоднее и на пороге – осень.
-Весна прошла, становится все жарче и приходит (Дети – лето).
-Но планета продолжает свой путь вокруг Солнца. Смотрите, южное полушарие совсем отвернулось от солнца, что же там за время года? (Ответ детей – зима).
-Правильно, у них зима, а у нас лето.
-Земля все поворачивается и у на приходит осень, еще поворачивается и становится еще холоднее идет снег и приходит (дети – зима).
-Так Земля совершила полный круг и начинается новый год.
Солнце очень тяжелое, тяжелее Земли во много раз. Поэтому планеты вращаются вокруг Солнца, а не разлетаются в разные стороны. Солнце притягивает к себе все планеты. Если мы возьмем магнит – это наше Солнце – маленький шарик – это наша Земля. Лист бумаги будем использовать как земную орбиту. Давайте попробуем посмотреть, будет ли наше Солнце притягивать Землю? (опыт выполняют дети).
Итак, сегодня мы узнали, что такое солнечная система. Какие планеты вращаются вокруг Солнца, что у каждой планеты есть своя орбита. Почему день сменяется ночью. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле и многое другое.
В следующий раз мы продолжим знакомство с космическим государством и узнаем, почему солнце такое горячее, и почему люди называют ласково его «Солнышком», а также многое другое.
-А сейчас давайте вспомним, какие загадки вы знаете о звездах, солнце, луне. Молодцы!
-Какие образные выражения вы знаете о солнце?
Молодцы! Теперь мы возвращаемся на землю. Путешествие закончилось.