Надежда Капитанова
«Путешествие в страну звуков и букв». Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованнной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.
Задачи: закрепить навыки звуко - буквенного анализа слов, умения определять местоположение звука в слове (в начале, в середине,в конце);различать гласные и согласные (мягкие и твердые)звуки;
_упражнять в составлении предложений и умении записывать их с помощью схем;
Публикация «„Путешествие в страну звуков и букв“, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
_познакомить детей с новым звуком К и обозначением его буквой на письме;уметь находить новую букву среди других букв;
_развивать общую и мелкую моторику рук;
_развивать зрительное восприятие,внимание,воображение,мышление, память;
_воспитывать любознательность, самостоятельность, взаимопомощь.
Оборудование:плоскостные изображения замков,букв, круги синего, красного цветов на каждого ребенка,предметные и сюжетные картинки,дощечки для рисования,фламастеры, звуковые линейки,макет колодца,ключик.
Предварительная работа: дидактические игры:"Составь предложение","Гласный-согласный","Подбери слово"и др. ;работа в тетрадях,заучивание считалок,скороговорок,пословиц.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята,сейчас мы свами поиграем с пальчиками. Пальчиковая игра "Цветочек".
Утром рано он закрыт (кисти рук в замкнутом состоянии)
Но к полудню ближе раскрывает лепестки. (ладони отходят
друг от друга)
Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся).
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)
И теперь он будет спать (и. п. рук)
До утра как птенчик (имитация сна).
_А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это зимнее утро,надеюсь, у всех хорошее настроение. Мое настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом,спокойном,голубом небе.
А на что похоже ваше настроение?
Дидактическая игра "На что похоже ваше настроение (с мячом)
(Дети стоят по кругу и передают мяч друг другу под музыку. Тот,у кого мяч остановился, описывает свое настроение.)
Дети:На яркое солнышко,на звездочку в ночном небе, на раскрывшийся цветок, на разноцветную радугу, на мамину улыбку, на веселого клоуна.
Воспитатель:Молодцы, я очень рада,что у всех хорошее,веселое настроение. Вот с таким настроением начинаем наше путешествие в страну звуков и букв.
(Дети садятся за столы)Артикуляционная гимнастика.
_Ребята,сейчас мы будем произносить чистоговорку "Наконец зиме конец -скоро прилетит скворец!" тихо и медленно,затем громко и быстро, хором и индивидуально. (дети выполняют задания)
Воспитатель:В одном волшебном городе есть такие волшебные замки, в которых живут звуки и буквы. Давайте посмотрим,какого цвета замки?
Дети:Красного и синего.
Воспитатель:Одни звуки можно легко прпеть. Как называются эти звуки?В какого цвета замки мы их поселим?
Дети:Гласные звуки. Поселим их в красные замки.
Воспитатель:Другие звуки при произношении встречают преграду. Какие это звуки?
Дети:Согласные.
Воспитатель:В какого цвета замки мы их поселим?
Дети:Синего.
Воспитатель:Все звуки потерялись и не могут найти свои замки. Давайте им поможем.
(Вбегает Буратино)_Как я рад!Как я рад!
Кто не знает Буратино-
Нос мой острый,
Нос мой длинный.
Воспитатель:Буратино,остановись,пожалуйста. Посмотри,сколько у нас ребят. А ты даже не поздоровался.
Буратино:Здравствуйте.
Воспитатель:Буратино, в сказочном городе случилась беда. Звуки не могут найти свои замки. Ребята хотят им помочь. (Дети рассказывают Буратино в каких замках живут гласные и согласные звуки)
Воспитатель:Сейчас мы расселим все знакомые нам звуки в замки. Я буду показывать букву, а вы селить ее звук в замок. Звук А какой?Оживи его. (Дети нажимают пальчиком на кружок и произносят звук. Буратино делает неправильно).
Буратино:Ребята, совсем забыл. Я сегодня принес вам сундучок,а в нем новая буква. Сейчас я вам ее покажу.
_Ой,а где же мой ключик (ищет)
Воспитатель:Ребята,вы хотите познакомиться с новой буквой?
Тогда давайте поможем Буратино искать ключик.
(Стук в дверь)
_Ребята нам пришло письмо от доброй Феи. Послушайте, что она пишет:Ребята,я помогу вам найти ключик,если вы выполните мои задания.
Буратино:Но сначало давайте немного отдохнем.
Физминутка. В лес пришел волшебник злой
Он ужасный и большой,
Он руками замахал:
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья -детишки
Озорные шалунишки.
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Воспитатель:А вот и первое задание. "Найди место звука в слове"(работа со звуковыми линейками. Открыть столько окошек,сколько звуков в слове).
Второе задание:"Составить предложения из 2-3слов по картинкам".
(Дети составляют предложения и записывают его на своей доске с помощью схем).(- - -).
Третье задание:Игра "Подбери слово"(с мячом). Например:Буратино (какой)веселый,радостный;мяч,снег,солнце,зи-ма,книга,карандаш, стол. (Дети подбирают прилагательное к существительному).
Четвертое задание:"Помоги буквам найти недостающие элементы".
Воспитатель:Ребята,четвертое задание добрая Фея прислала нам вот в таких конвертах. Вы должны составить букву из отдельных элементов. (Показ воспитателя).
Воспитатель:Сейчас,ребята, я из этих букв составлю слова. Это слова:"колодец","ключ".Это слова-подсказки. Посмотрите,появился колодец.
Давайте посмотрим,что в нем.
_А вот и ключик. (Буратино открывает сундучок).
Буратино:Ребята,а как вы думаете,какая буква в сундучке,если ее звук стоит в начале слов "колодец", "ключ".(достает букву К)
Воспитатель:Это буква К. Буква К обозначает согласный глухой звук (положить руку на горло и определить).Ребята,найдите букву К в своих таблицах и обведите ее кружком. (на обратной стороне обвести по точкам).
_В какого цвета замок мы ее поселим (синий).
_Звук К бывает мягкий и твердый. Например,кошка-твердый звук,киска-мягкий. (Дети определяют мягкие и твердые звуки в разных словах).
-В слове буква К может быть в трех позициях:в начале слова, середине и в конце. Посмотрите на картинки. Что на них изображено?Где стоит буква К?
(дети закрашивают синим цветом клеточку в соответствии с положением буквы К в слове.)
-Вот мы и познакомились с буквой К. Давайте обведем букву по контуру указательным пальцем. Почувствуем ее. А тепеть нарисуем букву у себя на ладонях. Хорошо прорисовываем каждые линии.
-Ребята,посмотрите,какая красивая корзинка у меня в руках. Сейчас мы наполним ее словами,в которых встречается звук К (воспитатель передает корзинку по кругу, дети называют слова).Эту корзинку, полную слов мы дарим тебе Буратино.
Буратино:А я вам,ребята, дарю новую букву. Как она называется?
Вы можете ее оживить,превратить в животных, растения,веселого человечка. (Дети дорисовывают букву и рассказывают во что ее превратили.
Буратино:До свидания,ребята!Вы,ребята,молодцы!
Воспитатель:Вот и закончилось наше путешествие. Оно было трудным,но очень интересным. Вы прекрасно справились со всеми заданиями, помогли Буратино найти ключик и познакомились с новой буквой. Так с какой же буквой мы сегодня познакомились?
Дети:Буквой К.
Воспитатель:Какая это буква?
Дети:Согласная.