Папки-передвижки

Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет

Галина Юрьева
Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет

Анализируя обучение детей на занятиях в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что не всегда воспитатели поддерживали необходимую познавательную активность детей. Вопросы, с которыми педагоги обращались к детям, требовали от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводились при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по од-ной и той же схеме. Активность детей носила репродуктивный характер: воспитатель показал, объяснил – ребёнок добросовестно повторил. В результате такого подхода не наблюдалось активности детей, их познавательные интересы от занятия к занятию снижались.

Публикация «Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет» размещена в разделах

Перед нами встала проблема: как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Педагогический коллектив понял, что главная наша задача состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных особенностей и потребностей. Надо было создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества ребёнка, так как только в самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, приобретают дошкольники ценный опыт решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

Педагоги нашего учреждения постепенно убедились в эффективности развивающего обучения. В основе развивающих игр для самых маленьких дошкольников лежат следующие принципы:

- совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;

- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Для старших дошкольников нами определены следующие показатели актив-ной мыслительной деятельности:

- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, выстраивать сериационные ряды и т. д;

- умение выдвигать новую познавательную задачу;

- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

- умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;

- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Активизация мышления детей на занятиях достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задачи педагогов – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них со-стояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Пока ещё небольшой опыт работы показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателей со-стоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатели учитывают следующие условия:

-развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, в процесс экспериментирования с различными объектами, решает задачи проблемного характера;

-интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;

-следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавать атмосферу напряжённой коллективной работы;

-содержание занятия должно быть трудным, но посильным.

Слишком простой или сложный материал не вызовет интереса, не создаст радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.

-связь нового материала с личным опытом ребёнка;

-эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к со-держанию занятия.

Публикации по теме:

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра В повседневной жизни - на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако, важные задачи всестороннего.

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду» Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе.

Консультация для воспитателей «Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года» Педагогические методы при организации исследовательской деятельности в разное время года. Аннотация: Данная статья объясняет и раскрывает.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Методы организации и проведения экскурсии в ДОУ Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются.

Проблемно-игровые методы познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Игровые методы (в общем понимании как способ достижения цели игровыми средствами) является сегодня наиболее популярным. Преимущество таких.

Развивающие технологии: модели организации интеллектуально-познавательной деятельности, методы и приемы Создание условий для экспериментальной деятельности детей в условиях развивающего образования представляется как задание определенной.

Родительское собрание «Пути взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей»Родительское собрание «Пути взаимодействия родителей и педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей» Организатор: Тараканова И. А. – старший воспитатель Цель ДОУ: - обеспечение развития способностей и интересов детей, удовлетворение потребностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 16:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД