Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия»

Яббарова Марина Владимировна
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия»

Рабочая коррекционно-развивающая программа:

«Профориентация: моя профессия»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Программа создана на основе:

1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

ПРОРАММУ СОСТАВИЛ: ВОСПИТАТЕЛЬ ЯББАРОВА М. В.

Г. МЫСКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам школы-интерната, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников получают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищ и техникумов. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.

Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Основной целью создания данной программы является:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;расширять кругозор и осведомленность учащихся об основном содержании профессий;знакомить учащихся с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;мотивировать личностный рост учащегося;создавать условия для сознательного выбора профессии;актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа коррекционного курсасоздает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;углубление знаний о требованиях профессии к человеку;коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выборапрофессии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):знание и учет умственных возможностей и способностей;знание требований профессии к человеку;умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Основные методы, используемые во время занятий: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем);практические (упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд).

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов:воспитывающая и развивающая направленность обучения;научность и доступность;систематичность и последовательность;связь обучения с жизнью;принцип наглядности;сознательность и активность учащихся;индивидуальный и дифференцированный подходы.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

I этап: «Диагностический»

Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

• самопознание, исследование обучающихся своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

• оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

«Консультационное направление»

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

• Обучающее (или формирующее) направление.

В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

умение анализировать мир профессий;

умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

III этап: «Диагностический»

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры). Большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения. На занятиях воспитанники подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане. Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу. В тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.

Данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе-интернате посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты: формирование профессиональной Я – концепции; нахождение в профессиональном труде личностного смысла; развитие профессионального сознания и самосознания; обретение профессиональной идентичности;готовности к самостоятельному решению своих проблем, т. е. готовности к самоопределению;развитие адекватных представлений о собственных возможностях; гражданской идентичности;формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов;формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

Минимальный уровень: знатьсвои способности и возможности;знать основные правила выбора профессии;владеть основными понятиями в вопросах профориентации;иметь представления об индивидуальных особенностях личности;иметь представление о мире доступных профессий;знать виды профессий;знать об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии.

Достаточный уровень: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; иметь представление о повышении квалификации и профессионального роста;иметь представление о состоянии рынка труда.

Тематическое планирование

занятия Название раздела, темы занятия

Кол-во

часов

1 Вводное. Правила работы в группе. 1

2 Диагностика уровня притязаний и самооценки и обработка результатов 5

3 Беседа об уровне притязаний, обсуждение результатов, обратная связь 1

4 Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. 1

5 Темперамент и профессии 1

6 Что такое характер? 1

7 Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции 1

8 Особенности мышления 1

9 Память и внимание 1

10 Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова 1

11 Склонность и интересы в выборе профессии 1

12 Профессиональные качества личности

(игра соотнесение профессии со школьными предметами). 1

13 Профессиональные ценности 1

14 Ошибки в выборе профессий

(типичные ошибки и затруднения при выборе профессии). 1

15 Беседа о современном рынке труда, знакомство с «профессиограммой» 1

16 Здоровье и карьера (работа над осознанием важности здорового образа жизни). 1

17 Профориентационная игра «Спящий город» (повышается уровень осознания особенностей трудовой деятельности). 1

18 Мотивы выбора профессии (Проводится методика «Определение основных мотивов выбора профессии» Павлютенкова Е. М., обработка результатов, обсуждается наличие связи между ценностями и мотивацией). 1

19 Стратегия планирования карьеры. Упражнение «План моего будущего» 1

20 Профессиональные и жизненные планы 1

21 Развитие умений по принятию решения 1

22 Современный рынок труда. 1

23 Устраиваемся на работу 1

24 Искусство самопрезентации: язык телодвижений 1

25 Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей 1

26 Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми 1

27 Искусство самопрезентации: деловая этика 1

28 Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. 1

29 1

30 Учебные заведения 1

31 Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии (ситуационные задания). 5

32 Коллаж «Моя будущая профессия» (Арт-терапевтическая техника). 1

33 Тренинг по правовому воспитанию «Наше право людьми зваться» 1

34 Заключительное - диагностическое. Профессиональная зрелость. 1

Литература:

1. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г. ;

2. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г. ;

3. Трошин О. В., Жулина Е. В., Кудрявцев В. А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007г. ;

4. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. — М., 2002.;

5. «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г. ;

6. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006г. ;

7. Врублевская М. М., Зыкова О. В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004г. ;

8. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г. ;

9. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г. ;

10. Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

11. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов. //Школьный психолог, № 14, 1999г.

Публикации по теме:

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Фотоотчет «Ранняя профориентация дошкольников. Профессия — железнодорожник»Фотоотчет «Ранняя профориентация дошкольников. Профессия — железнодорожник» В рамках работы по ранней профориентации детей на ряду с использованием лэпбука "Железная дорога" была проведена сюжетно-ролевая игра "Мы.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.

Коррекционно-развивающая программа по логоритмике для детей дошкольного возраста в стране иправильной речи «Веселый язычок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ГУСЕЛЬКИ» г. Югорск.

Программа элективного курса 8–9 класс «Моя профессия — моё будущее!» МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3» Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора Методическим советом МОУ.

Рабочая программа Пояснительная записка. Одним из важных направлений в работе с детьми 4-5 лет является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера-это.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Рабочая программа «Моя семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка». Рабочая программа «Моя семья».

Эссе «Моя профессия-моя душа» Эссе на тему: Моя профессия - моя душа. Многие спрашивают меня, как я могу заниматься таким сложным всепоглощающим делом – работать воспитателем.

Эссе «Моя жизнь! Моя профессия! Моя маленькая страна-детский сад»Эссе «Моя жизнь! Моя профессия! Моя маленькая страна-детский сад» Стою пред Вами, как перед иконой. Раскрытая, как книга мудреца. Пусть исповедь моя хрустальным звоном Вольётся в Ваши чистые сердца. Я.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 12:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс, посвященный Дню Защитника Отечества «Мы жилетки смастерили и папулям...
Раз, два, три, четыре, пять… Н. Самоний Раз, два, три, четыре, пять — Будем папу поздравлять, День Защитника настал! Пожеланий — просто шквал:...
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля «Будущие защитники» во второй младшей группы
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля «Будущие защитники» Цель: • создать радостное праздничное настроение у детей. Задачи: • расширять...
Фото отчет «Защищать Отечество будем готовы!!!»
Ночью вьюга бушевала и метелица мела. А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла. Папин праздник – главный праздник всех мальчишек и мужчин. И...
Сценарий праздника, совместно с папами, «Учимся защищать Отечество, как папа»» 2019
Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б, Фоменко А. В. – воспитатели. В празднично оформленный зал, входят дети и...
Конспект занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое денег»
Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Сформировать у детей представление о появлении денег. Показать путь преображения денежной единицы от...