Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет

Ирина Бишенова
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с задержкой психологического развития.

Основной акцент коррекционно-развивающей программы «Развиваемся играя» делается на создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена.

Цель программы– воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка активизировать развитие всех высших психических функций, способствовать формированию психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, оказывать активное влияние на генезис и становление непосредственно возрастных новообразований.

Задачи и приоритетные направления программы:

-выявление актуального уровня двигательного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка;

-отслеживание последовательности и специфики прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;

- учет определяющей роли формирования базовых предпосылок психического развития как операционально-технологических элементов становления когнитивной и эмоционально-личностной сфер;

- соблюдение поэтапности в формировании новых видов деятельности.

Эта программа может быть рекомендована как один из базовых компонентов общего психического развития детей.

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Основные методы программы:

- Нейропсихологический метод – включающий в себя: дефектологические, логопедические и другие методы;

- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

- Метод тактильного опознания предметов.Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

- Метод звуко-дыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

- Арт-терапевтический метод.Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

- Конструктивно-рисуночный метод.Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ», сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

- Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

- Метод коммуникативных игр.Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

- Метод песочной терапии. Способствует более углубленному погружению в мир подсознания ребенка.

Занятия могут проводиться индивидуально и с группой. Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционно-развивающей работы определяется в первую очередь структурой развития, т. е. профилем базовых составляющих, а также возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка. Может использована в работе с детьми с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижение общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью и расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации и т. п.

Индивидуальная форма работы в основном используется с детьми с грубыми вариантами парциальной не сформированности различных типов. Вывод на индивидуальные занятия также необходим в том случае, если ребенок резко «выбивается» из темпа движения группы внутри решения коррекционных задач.

Наполняемость групп должна быть обоснована и соответствовать возрастным нормам.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Это не исключает и других режимов работы в других направлениях коррекции.

Программа состоит из трех разделов (ступеней). Первый раздел представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

1-ый блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на выявление дефекта и функциональную активизацию подкорковых образований головного мозга.

2-й блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня (когнитивные методы) направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня (психологические методы) направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Следует отметить, что каждое конкретное занятие не может, естественно, состоять из каких либо отрабатываемых движений. Структура каждого занятия представляет из себя «слоеный пирог», т. е каждое занятие тактически разбивается на различные этапы:

1. Разминка

2. Аутомануальный самомассаж

3. Дыхательное упражнение

4. Блок растяжек

5. Глазодвигательные упражнения

6. Глазодвигательные упражнения с ползанием

7. Игра

8. Блок релаксаций

2 и 3 разделы коррекционно-развивающей программы можно использовать при работе не только с детьми с ЗПР, но и с «условно нормативными» детьми дошкольного возраста, а также для развития ВПФ при подготовке детей к школе.

Структура заданий от раздела к разделу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических представлений (пространство языка, наиболее поздно усваиваемых ребенком.

Второй раздел состоит из нескольких «тем», каждая из которыхпредставляет собой работу на различных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений. Такими уровнями являются:

- уровень пространства собственного тела;

- уровень расположения объектов по отношениюк собственному телу;

- взаимоотношения внешних объектов междусобой;

- лингвистическое пространство, включая временные представления (пространство языка – квазипространственные характеристики).

Всоответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избежания наказания) разрабатывается и вид проведения занятий.

Работа начинается с уровня тела с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве. Работа над овладением языковыми представлениями должна осуществляться только при условии прохождения ребенком предыдущих разделов.

3 раздел программы позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие вербального анализа и вербально - логического мышления;

2. Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;

3. Коррекция ошибок оптико-пространственного типа;

4. Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах;

5. Коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций, в том числе инвертированных, пассивных, пространственно-временных и квазипространственных;

6. Профилактика трудностей овладения числовым рядом, в том числе задач на движение;

7. Развитие умения работать со схемами и планами;

8. Развитие навыков самостоятельной творческой работы.

Во втором и третьем разделах организация занятий более целесообразна для активации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

1. Психогимнастика

2. Игры, упражнения (работа по теме занятия).

3. Закрепление темы.

4. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

5. Изобразительная творческая деятельность, аппликация, лепка, конструирование.

6. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т. д.

Первый раздел 64 занятия, второй раздел 20 занятий, третий раздел 42 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Публикации по теме:

Адаптированная индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения дошкольника 4–5 лет с нарушением слуха. Пояснительная записка. Срок реализации программы:1 год Объём программы: 70 часов 25 мин. Актуальность программы. Программа построена с учетом.

Адаптированная рабочая программа по ФФНР для детей 5–7 лет 1. Пояснительная записка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Конспект занятия «Попугайчики — наши друзья». Коррекционно-развивающая программа с элементами зоотерапии для детей с ОВЗ Цель: - создать у детей и подростков с ограниченными возможностями первоначальное представление о попугае, вызвать интерес, желание наблюдать.

Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» УТВЕРЖДАЮ Директор МКДОУ детский.

Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2–4 лет Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2-4 лет Тематический план № Название образовательной ситуации Задачи.

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Профориентация: моя профессия» Рабочая коррекционно-развивающая программа: «Профориентация: моя профессия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными.

Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие» .

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в кружке «Волшебная логопедия» для детей старшего дошкольного возраста Разработал учитель-логопед И. А. Кандакова № Наименование разделов страницы I Целевой раздел Пояснительная записка 1 Введение 1.1 Основная.

Рабочая программа по физической культуре для детей 5–7 лет с ОВЗ Рабочая программа по физической культуре для детей 5-7 лет с ОВЗ «НА START!» Пояснительная записка Дошкольный период жизни - важнейший этап.

Рабочая программа по кружковой работе «Волшебный колобок» для детей 3–5 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1», дошкольный уровень Рассмотрена: на методическом объединение дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет
Опубликовано: 9 января 2018 в 01:21
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

НОД учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с ЗПР «Необитаемый остров»...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга....
Экскурсия на железнодорожный вокзал города «Сергач» для старше-подготовительной группы
Аннотация. Актуальность: Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность....
Консультация «Методы заучивания стихотворений»
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие...