Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик»

Елена Новикова
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик»

Рабочая общеобразовательная программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«РЕЧеЦВеТИК»

для детей средней группы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Целевой раздел

Пояснительная записка 3

1.1. Актуальность 4

1.2. Педагогическая целесообразность 5

1.3 Направленность программы дополнительного образования 5

1.4 Новизна программы 6

1.5. Цель и задачи программы 6

1.6. Отличительные особенности программы 6

1.7. Планируемые результаты освоения детьми программы 7

1.8. Возрастные характеристики речевого развития детей 7

II. Содержательный раздел

2.1 Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы 8

III. Организационный раздел

3.1 Материально – техническое обеспечение программы 21

3.2 Время и сроки реализации программы 22

3.3 Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей 22

IV. Литература 25

V. Дополнительный раздел

5.1 Приложения 26

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка.

Возможность оказать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия, предоставляет образовательная программа «РЕЧеЦВеТИК», она составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, а именно:

-Закон «Об образовании в РФ»;

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ от 29.08.2013 № 1008);

-Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844).

Программа имеет коррекционно-развивающую направленность и ориентирована на привлечение детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Срок реализации данной программы - 1 год.

Программа данной кружковой работы «РЕЧеЦВеТИК» представляет собой систему комплексных занятий на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. В данной программе используется современная инновационная методика в области развития пальчиковой моторики, обеспечивающей двигательные функции руки Р. Г. Бушлакова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания

4. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Актуальность

Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём - пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В возрасте 4-5 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Но малышам не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что- то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Педагогическая целесообразность

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение:

1. В принципах обучения:

- постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий);

- посильность заданий для воспитанников;

- системность проведения занятий;

- соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники;

- единства процессов обучения и воспитания.

2. В формах и методах обучения:

- словесные - объяснение, советы, звукоподражание;

- наглядные - краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение, вопросы по последовательности движений, команды;

- игровой метод;

- практические - выполнение работы.

3. В методах контроля и управления образовательным процессом:

- индивидуальные консультации родителей.

Направленность программы дополнительного образования

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (детей 4 - 5 лет) с учетом совместной деятельности с детьми с ОВЗ. Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В течение года проводится консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются результаты коррекционной работы.

Новизна программы

Данная программа составлена с учтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области развития пальчиковой и артикуляционной моторики, обеспечивающей двигательные функции руки и речевого аппарата, скоординированных действий руки и органов артикуляции у дошкольников. В данной программе включена методика Р. Г. Бушлакова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», а так же Су-Джок терапия.

Цель представленной программы:

Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки

Отличительные особенности программы

В процессе осуществления коррекционной деятельности большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, системностии, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального характера. А так же логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: системности и учета структуры комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития и учета личностных особенностей ребенка.

Предполагаемый результат

В результате успешного освоения программного содержания у детей будут сформированы:

• правильное речевое дыхание

• координированные движения органов артикуляции

• фонематический слух и восприятие

• пальцевая моторика

Характеристика речевого развития детей 4-5лет

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т. д. У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около). Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Календарно тематический план

(Смотри презентацию)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№Перечень оборудования, пособий, игр

1Развитие слухового внимания

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток, погремушка, бубен, молоточек - 6

Металофон - 1

Сигнальные карточки для определения наличия звука в слове - 30

Картотека по развитию фонематических процессов - 1

Игра «Чудесная удочка» - 1

Игра «Слоговые домики» - 1

Игра «Шумящие мешочки» - 1

2Развитие мелкой моторики

Шнуровки - 10

Игры с прищепками - 1 набор

Мозаики - 2

Конструкторы - 2

Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев рук и кистей. - 2

Массажёр Су-джок - 10

Мячик с шипами (маленький) - 10

Наборы счётных палочек - 5

Стеклярусы (набор) - 2

Кинетический песок - 2кг

3Развитие речевого дыхания

Коктельные трубочки - 50

Ватные шарики - 20

Мыльные пузыри - 10

Игра «Футбол» - 1

Картотека игр на развитие речевого дыхания - 1

Волшебные шарики - 10

4Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Индивидуальные зеркала - 50

Ватные палочки - 20

Салфетки бумажные - 10

Картотека упражнений для самомассажа - 1

Картотека артикуляционной гимнастики - 1

Картотека чистоговорок - 1

Время и сроки реализации программы

Кружковая работа коррекционно-развивающей направленности рассчитана на 1 год, проводится еженедельно во вторую половину дня в свободное от обучения время (4 занятия в месяц).

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Каждое занятие включает в себя:

-артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики;

-пальчиковые игры и упражнения; (самомассаж кистей и пальцев рук шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д.)

-дыхательные и голосовые упражнения;

-дидактические игры на развитие фонематического слуха.

Продолжительность деятельности не более 20 минут.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

МОНИТОРИНГ

основан на «Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой

Фонематические процессы

1-Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

2-Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

3-Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

4-Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Допускает некоторые ошибки. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

5-Все фонетические процессы в норме.

Артикуляционная моторика

1-Объём артикуляционных движений ограничен. Мимика бедна (не может наморщить лоб, подмигнуть глазом и т. д.). Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата, таких как неправильный прикус (открытый передний, прогения, прогнатия, отсутствие передних зубов, лишние зубы и т. д., укороченная подъязычная уздечка и т. д.

2-Неполный объём артикуляционных движений, смазанность. Неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. Недостаточная переключаемость артикуляционных укладов. Могут наблюдаться синкинезии (содружественные движения нижней челюсти, незначительный тремор кончика языка.

3-Статические упражнения выполняет близко к норме, при выполнении динамических испытывает некоторые затруднения и неточности.

4-Выполняет почти все упражнения, не хватает точности движений, динамичности и переключаемости.

5-Строение и подвижность органов артикуляции в норме, без особенностей.

Мелкая моторика

1-Мелкая моторика ограничена. С трудом выполняет статические пробы. Наблюдается наличие гиперкинезов, тремора.

2-Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. Тонус вялый, сила кисти недостаточна.

3-Выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении ассиметричных движений обеими руками.

4-Почти точно выполняет все пробы и движения, не хватает точности и переключаемости. Затруднения при шнуровании, ориентировке в ассиметричных движениях.

5-Мелкая моторика соответствует возрастным нормам.

Речевое дыхание

1-Поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, речь на вдохе, малый объём и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.

2- Поверхностный ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объём и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, ритм недостаточно устойчивый.

3- Диафрагмальный тип дыхания, объём и сила выдоха лёгких ниже возрастной нормы, частично регулирует темп речи и речевое дыхание.

4–Диафрагмальный тип дыхания. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание. Дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, снижен объём и сила выдоха.

5- Грудобрюшной тип дыхания. Дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, снижен объём и сила выдоха. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. Выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.

Оценочные баллы:

1 – очень низкий

2 – низкий

3 – средний

4 – выше среднего

5 – достаточный

Каждый ребёнок, посещающий кружковые занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

• Фонематические процессы

• Артикуляционная моторика

• Мелкая моторика

• Речевое дыхание

Критерии оценки уровня функции приведены в виде таблицы. Оценка уровня составляет от 1 до 5. Средние баллы и фамилии обследованных детей заносятся в таблицу.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Программа Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыш» Пояснительная записка Дополнительная образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете»Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО "Прогимназия.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и лепке на 2018–2019 год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Росинк» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик»
Опубликовано: 21 мая 2019 в 17:50
+185Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Мыльные пузыри – забава незатейливая, но удовольствие от неё – огромное и радужное. Интересно надувать пузыри, ловить их, смотреть, как они лопаются, пытаться поймать так, чтобы пузырь не лопнул, а сел на...

21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

«В гостях у пчелки Жужи». Детско-родительский клуб «Учимся играя». Вторая младшая группа
Родители под музыку входят в зал и встают в круг. Под музыку в ходит пчелка Жужа. Здравствуйте мои друзья Очень рада видеть я У себя в гостях. Дружно...
Консультация «Слоники из пластилина с сюрпризом»
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках Лепка из пластилина – увлекательный процесс для ребенка. Поделки из пластилина помогают развивать...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Цели: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды; способствовать развитию наблюдательности,...