МААМ-картинки

Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов

Марина Медведева
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов

Составила: Медведева М. А.

учитель логопед

2. Пояснительная записка

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Публикация «Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов» размещена в разделах

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны, связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой, требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнении. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы вкоррекционной общеобразовательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетических близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравниваются звучание, артикуляция двух звуков, устанавливаются их сходства и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (Л. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). это необходимо для того, чтобы от наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства.

Программа разработана мною, учителем логопедом коррекционной школы. Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цель программы :

коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Задачи программы :

-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

-развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям;

-развивать диалогическую и монологическую речь

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны уметь :

-согласовывать слова в словосочетании и предложении;

-пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи,различать предлоги и приставки;

-определять тему рассказа, основную мысль текста;

-составлять план связного высказывания;

-конструировать повествовательное сообщение;

-проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями;

-работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.

Обучающиеся должны знать :

-правильную артикуляцию и произношение звуков, соотношение их с соответствующими буквами;

-дифференциацию твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков;

-однокоренные слова, морфемный анализ слов;

-дифференциацию приставок и предлогов;

-лексическое значение слов.

Рабочая программа рассчитана на

количество учебных часов в неделю

6класс – 2 часа

общее количество учебных часов в год

6класс – 69 часов

количество учебных часов для логопедического обследования

в начале года (01.09.-03.10) в конце года (24.04.-30.05)

6 класс – 10 часов 6 класс – 10 часов

4. Содержание программы учебного курса.

I четверть

Обследование. Звук и буква. Звуки и буквы М-Н. Звуки и буквы Б-П. Звуки л, л,. Буква Л. Дифференциация звуков «в-ф».Дифференциация звуков «д-т».Дифференциация звуков «б-б,».

II четверть

Дифференциация звуков «щ-с-с,».Дифференциация звуков «з-с,з,-с,».Дифференциация звуков «б-б,».Дифференциация звуков «ж-ш».Дифференциация звуков «ч-т».Дифференциация звуков «ц-с».Буква ь (мягкий знак).Звуки «в-в,». Буква В. Предложение. Связная речь. Работа с повествовательным предложением. Работа с вопросительным предложением. Дифференциация предложений по цели высказывания. Интонация речи. Повторение по теме «Предложение».

III четверть

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Слова. Однокоренные слова. Родственные слова. Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов. Состав слова. Слог. Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Предлоги. Предлоги В-НА. Предлоги НА-НАД. Предлоги В-ИЗ. Дифференциация приставок и предлогов. Правописание слов с корнем –вод-.Правописание слов с корнем -лис-.Имя существительное. Образование мн. числа существительных. Практическое употребление сущ. в единственном и мн. числеИ. п. Слова обозначающие признаки предметов. Согласование прилагательных с существительными в числе. Словоизменение прилагательных.

IVчетверть

Знакомство со словами, обозначающими действия предмета. Слова-действия. Развитие речи: «Волшебница –вода».Текст. Опорные слова. Составление и запись рассказа по опорным словам. Описание любимого животного по данному плану и опорным словам. Пересказ связного текста. Обследование.

5. Учебно–методические средства обучения.

В. С. Кукушин. Логопедия в школе : Практический опыт. -М. :ИКЦ «МарТ»,2005.-368с.

Е. Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. -М. : АСТ: Астрель,2008.-254с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М. :ТЦ Сфера, 2009.-128с.

Е. В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда-2-е издание,испр. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.-128с.

Е. В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов-М. : Издательство «ГНОМ и Д»,2007.-88с.

Л. И. Гайдина,Л. А. Обухова. Логопедические упражнения : Исправление нарушений письменной речи:1-4 классы. -М. :ВАКО,2008.-112с.

Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. волковой. -5-е изд., перераб. и доп. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-703с.

.6. Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий в 6 классе

Iчетверть

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примечание

I четверть 18 ч.

Диагностика 10ч.

1-10 1. Обследование 1 3.09-3.10 2.09-2.10

Звуки и буквы 16ч.

11 1. Звук и буква 1 8.10 7.10

12 2. Звуки и буквы М-Н 1 10.10 9.10

13 3. Звуки и буквы М-Н 1 15.10 14.10

14 4 .Звуки и буквы Б-П 1 17.10 16.10

15 5. Звуки л, л,. Буква Л. 1 22.10 21.10

16 6. Дифференциация звуков «в-ф» 1 24.10 23.10

17 7. Дифференциация звуков «д-т» 1 29.10 28.10

18 8. Дифференциация звуков «б-б,» 1 31.10 30.10

IIчетверть

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

II четверть 14ч.

19 9. Дифференциация звуков «щ-с-с,». 1 12.11 13.11

20 10. Дифференциация звуков «з-с,з,-с,». 1 14.11 18.11

21 11. Дифференциация звуков «б-б,». 1 19.11 20.11

22 12. Дифференциация звуков «ж-ш». 1 21.11 25.11

23 13. Дифференциация звуков «ч-т». 1 26.11 27.11

24 14. Дифференциация звуков «ц-с». 1 28.11 2.12

25 15. Буква ь (мягкий знак) 1 3.12 4.12

26 16. Звуки «в-в,». Буква В. 1 5.12 9.12

Предложение 6ч.

27 1. Предложение. Связная речь 1 10.12 11.12

28 2. Работа с повествовательным предложением 1 12.12 16.12

29 3. Работа с вопросительным предложением 1 17.12 18.12

30 4. Дифференциация предложений по цели высказывания 1 19.12 23.12

31 5. Интонация речи 1 24.12 25.12

32 6. Повторение по теме «Предложение». 1 26.12

IIIчетверть

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

III четверть 20ч.

Состав слова 14ч.

33 1. Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 14.01 13.01

34 2. Слова. Однокоренные слова. 1 16.01 15.01

35 3. Родственные слова 1 21.01 20.01

36 4. Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов 1 23.01 22.01

37 5. Состав слова. 1 28.01 27.01

38 6. Слог. Слоговой анализ и синтез. 1 30.01 29.01

39 7. Деление слов на слоги 1 4.02 03.02

40 8. Предлоги 1 6.02 05.02

41 9. Предлоги В-НА 1 11.02 10.02

42 10. Предлоги НА-НАД 1 13.02 12.02

43 11. Предлоги В-ИЗ 1 18.02 17.02

44 12. Дифференциация приставок и предлогов 1 20.02 19.02

45 13. Правописание слов с корнем

–вод- 1 25.02 24.02

46 14. Правописание слов с корнем

-лис- 1 27.02 26.02

Имя существительное 2ч.

47 1Имя существительное. Образование мн. числа существительных 1 04.03 03.03

48 2. Практическое употребление сущ. в единственном и мн. числе И. п. 1 06.03 05.03

Имя прилагательное 4ч.

49 1. Слова обозначающие признаки предметов 1 11.03 10.03

50 2. Согласование прилагательных с существительными в числе 1 13.03 12.03

51 3. Словоизменение прилагательных 1 18.03 17.03

52 4. Словоизменение прилагательных 1 20.03 19.03

IV четверть

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

IV четверть 17ч.

Глагол 2ч.

53 1. Знакомство со словами, обозначающими действия предмета 1 01.04 02.04

54 2. Слова-действия 1 03.04 07.04

Развитие речи 5ч.

55 1. Волшебница -вода 1 08.04 09.04

56 2. Текст. Опорные слова. 1 10.04 14.04

57 3. Составление и запись рассказа по опорным словам 1 15.04 16.04

58 4. Описание любимого животного по данному плану и опорным словам 1 17.04 21.04

59 5. Пересказ связного текста 1 22.04 23.04

Диагностика 10ч

60 9.1. Обследование 1 24.04-29.05 28.04-28.05

Публикации по теме:

Логопедическая работа с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проект «На пути к успеху» Логопедический проект «На пути к успеху» Аннотация проекта: Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов
Опубликовано: 29 октября 2014 в 18:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов» (включая файлы) размещена пользователем Марина Медведева (УИ 262715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД