Рабочая программа «Безопасность жизни»

Елена Кондратьева
Рабочая программа «Безопасность жизни»

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Едва появившись на свет, малыш начинает познавать мир. Его любознательности нет границ.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят…Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Рабочая программа «Безопасность жизни» для детей 5-7 лет (далее – Программа) разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, учебного пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Концептуальные основы Программы базируются на исследованиях отечественных педагогов. Авдеева Н. Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. В Программе проектируются основы культуры личной безопасности ребёнка-дошкольника.

Адресат Программы. Программа предназначена для детей 5-7 лет.

Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на два года.

Время реализации (организованной образовательной деятельности) для детей старшей группы - 10 часов, для детей подготовительной группы – 12 часов.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует формированию у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитанию культуры личной безопасности.

1.2. Актуальность Программы.

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становятся небезопасными для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Также работа по БЖД направлена на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь.

Таким образом, человек (большой и маленький) может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Мы исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада, поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.

1.3. Цель и задачи Программы

Цель: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи:

-развивать осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- формировать дисциплинированность, выдержку, самостоятельность в соблюдении правил поведения;

- развивать умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- формировать знание правил безопасного поведения на улицах города.

- развивать умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

- развивать умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- развивать умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

- формировать способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

- формировать представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

- формировать осознанную причастность к воспитанию личности безопасного типа.

- способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

- учить помогать ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

- повышать компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.

1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы. В основу работы по БЖД у детей дошкольного возраста положены следующие принципы:

-принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

-принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: ребенок и природа, ребенок и другие люди, ребенок дома, ребенок на улице и эмоциональное благополучие ребенка. -принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т. д.

-принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно в определенной системе. -Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

- Взаимопроникновение воспитательно - образовательных задач.

- Скоординированная целенаправленная работа всех участников образовательных отношений (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.

- Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской активности;

• ребенок научился ориентироваться в окружающей его обстановке и умеет оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - Не опасно;

• ребенок научился быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок понимает, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки);

• ребенок сформировал важный алгоритм восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;

•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

• ребенок готов к самосохранительному поведению, развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Не возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни - дети все понимают и готовы к ней самостоятельно.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы:

Ребенок 5–6 лет:

* Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

* Ребенок знает правила поведения в природе.

* Ребенок знает правила поведения на льду.

* Ребенок знает правила безопасного поведения дома.

* Ребенок знает правила противопожарной безопасности.

Ребенок 6–7 лет

* Ребенок имеет представление о межличностных отношениях.

* Ребенок знает и соблюдает правила поведения в природе.

* Ребенок знает и классифицирует съедобные и несъедобные грибы.

* Ребенок знает и соблюдает правила безопасного поведения дома.

* Ребенок знает и соблюдает правила поведения на улице.

* Ребенок знает свой домашний адрес или умеет обозначать ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).

Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

* Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности, выставки детского творчества.

Ведется рубрика на сайте.

Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по БЖД.

1.7. Материально-техническое обеспечение Программы.

Материально - техническое обеспечение включает в себя создание безопасных условий в группе, предметно-развивающую среду по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях: комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов для каждого направления Программы.

Тщательно продуманная развивающая среда сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение развивающей предметно-пространственной среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Уголки БЖД в группах оснащены:

• дидактическими играми;

• учебными макетами, перекрестками;

• книгами разных авторов на соответствующую тематику;

• справочной литературой: энциклопедии, справочники;

• строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

• транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);

• настольно-печатными играми;

• макетом микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

• разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

• аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

• альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

• иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

• семейными проектами «Берегись этих предметов», "Огонь - наш враг или друг?", «Чтобы не было беды».

Для реализации Программы необходимо:

-Наглядно-информационный материал для родителей;

-Крупный конструктор «ЛЕГО»;

-Крупные кубы и мелкие кубики для конструирования;

-Музыкальный центр;

-Аудиозаписи, презентации и видеофильмы по содержанию Программы;

- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;

- Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы

- Аудиозаписи

- Художественная литература.

Методическое обеспечение:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

2. Организация деятельности по Программе:

Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:

1. организация жизни детей в группе

2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми

3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества

4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.

Организация жизни детей в группе.

1. Четко налажена жизнь детей и режим.

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.

2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда.

4. Среда в группе психологически комфортна для детей.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.

Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.

2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.

В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.

Взаимодействие с родителями.

Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.

Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, необходимо чтобы взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали.

Таким образом, взрослым следует помнить, что лучшая вакцина против несчастных случаев с детьми – воспитание и личный пример…

Формы взаимодействия:

Родители являются заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, используются различные формы работы:

-индивидуальный диалог;

-приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

-знакомство с публикацией из местной прессы;

-приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

-проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

-информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;

-участие в конкурсах;

-оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;

- информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.

Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.

Работа по безопасности жизнедеятельности должна быть систематической. Важно, чтобы вся жизнь детей в группе была насыщена проблемными ситуациями, ситуациями общения по теме безопасности. В течение года с детьми по нескольку раз должен проводиться инструктаж по правилам безопасности на участке, в группе, на лестнице, на огороде, при работе с ножницами, иголкой и пр.

Методическое обеспечение Программы.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание Gрограммы являются:

методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).

наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т. д.).

практический (практические действия, опыты и т. д.)

Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения:

-Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т. п.).

-Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т. д.)

-Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т. п.).

- Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

- Дидактические игры.

- Методические пособия.

- Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины, иллюстрации, плакаты, брошюры и т. д.) Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. Источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.

Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, презентации, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т. д.)

Организованная образовательная деятельность (ООД) - одна из форм прямой передачи знаний или систематизации знаний в определенной системе и последовательности. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и Программы с учетом уровня сформированности у детей учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей.

ООД проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Реализация Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам Программы.

Публикации по теме:

Рабочая программа по образовательной области «Безопасность» на основе программы «Радуга» (подготовительная группа) Программа "РАДУГА" ФГОС. Образовательная область «Безопасность» (формирование основ безопасного поведения у детей) Основы безопасного поведения.

Рабочая программа логопеда (подготовительная группа) Педагогические ориентиры: • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных.

Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение». Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальная грамота» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. НОВОЗАВИДОВСКИЙ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ.

Рабочая программа для детей 3–4 лет Содержание. I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи по реализации основной общеобразовательной программы. 1.3.

Рабочая программа (часть 6) Февраль. Тема: Украсим полоску флажками. (рисование) стр 58 Цель: закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать.

Рабочая программа (часть5) Февраль. Тема: Мы слепили на прогулке снеговиков. (рисование) стр79 Цель: Вызывать у детей создавать в рисунке образы забавных снеговиков.

Рабочая программа (часть7) Март. Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу с изменением направления движения и беге врассыпную, повторить упражнение.

Рабочая программа (часть8) Общая осведомленность и речевое развитие: 1. Имеет представлениео понятиях Россия,Родина 2. Имеет представление об армии, охраняющей нашу.

Рабочая программа «Рукодельница» Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей "Рукодельница". Предназначена для детей 8-12 лет, данная программа.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа «Безопасность жизни»
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 10:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о проведении новогоднего утренника «Проделки Снежной королевы»
Фото отчет о проведении новогоднего утренника «Проделки Снежной королевы» Что такое Новый год? Это дружный хоровод. Это смех ребят веселых Возле всех...
Дидактические игры «Снеговик». 1 часть
Дидактические игры Несколько увлекательных идей для любознательных детей на тему «Снеговик». 1 часть. Данные игры были проведены 18...
Детский мастер-класс по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о...
В 2019 году, 22 января, исполняется 115 лет со дня рождения замечательного писателя Аркадия Гайдара, написавшего много детских книг, в том числе Сказку об...
Сценарий развлечения в рамках тематической недели «Моя малая Родина — с. Большая...
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка....
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Сценарий развлечения «Рождественские игры» Смирнова Наталья Александровна. Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре....