Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие»

Голодова Наталия Юрьевна
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие»

I.Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, образование в дошкольном образовательном учреждении рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельности в группе, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение

Рабочая программа образовательной области "Познавательно –речевое развитие" подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об-разования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Россий-ской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной дея-тельности по основным общеобразовательным программам дошкольного об-разования» Приказ № 1014 от 30. 08. 2013»

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)

1.3. Методическое обеспечение

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной про-граммы дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

1.4. Цель и задачи программы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Приобщение к социокультурным ценностям.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

1.5. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС

1. Поддержка разнообразия детства;

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследова-тельской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.6. Возрастные особенности

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

1.7. Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

II. Основная часть

2.1. Расписание образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г. регистрационный № 28564).

Формы проведения ООД – фронтально, по подгруппам, индивидуально.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом.

2.2. Учебный план

Познание

Количество НОД в неделю - 1; в месяц - 4; в год - 36

Формирование элементарных математических представлений

Количество НОД в неделю - 1; в месяц - 4; в год - 36

2. 3. Комплексно-тематическое планирование в соответствии с программой, методическим комплексом

2.4. Особенности организации образовательной деятельности

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье при организации познавательно- исследовательской деятельности; накопление двигательного опыта детей при организации различных видов деятельности. Формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях.

«Речевое развитие» - развитие связной речи при познавательно- исследовательской деятельности и формировании элементарных математических представлений.

«Художественно – эстетическое развитие» - использование продуктивных видов деятельности, музыкальных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»

«Речевое развитие» - использование литературных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Познание»

«Социально коммуникативное развитие»- формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого хода педагога.

2.5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

• соответствие правилам пожарной безопасности;

• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение

В группе создана предметно-пространственная среда по познавательному развитию в соответствии с возрастом детей и требованиями ФГОС.

Для полноценной самостоятельной деятельности детей созданы:

Центр конструирования и строительных игр

Оборудование:

Мозаики - средние и мелкие; конструкторы типа “Лего” - крупные и мелкие; кубики различных размеров; дидактические игры, связанные с ориентированием в пространстве, приемами моделирования; транспортные игрушки; альбомы с алгоритмами и схемами создания построек.

Центр математики

Оборудование: дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера; дидактические игры на развитие логики и аналитико-синтетического мышления; игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, «Танграм», «Сложи узор», «Собери картинку».

Уголки:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

зона для настольно-печатных игр;

уголок природы;

игровой уголок

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

2.6. Работа с родителями

Цель — создание необходимых условий для формирования ответственных

взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;

обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Система взаимодействия с родителями включает:

• Беседы

• Анкетирование

• Совместное проведение родительских собраний.

• Привлечение родителей к организации детских праздников, выставок детского творчества, семейных проектов

• Проведение дней открытых дверей

• Мастер - классы, консультации педагогов

2.7. Планируемые результаты

- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их

оценивать.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Система мониторинга

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей, то есть на удовлетворение потребностей государства, родителей и детей. У педагога должно быть наличие информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.

Методическое обеспечение диагностики:

• Н. Е. Веракса. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. –М. : Мозаика-синтез, 2010

• Н. В. Верещагина. Результаты мониторинга детского развития. – СПб. : ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011;

• М. П. Злобенко. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. Волгоград: Учитель, 2010.

Диагностическое обследование проводится в несколько этапов:

• Подготовительный

• Проведение непосредственно диагностики

• Обработка полученных данных

Подготовительный этап - подготовка диагностических карт, стимульного материала, определение механизма проведения обследования: определение места, времени, точного списочного состава диагностируемых по данной программе детей, определение временных интервалов проведения.

Проведение непосредственно диагностики - (образовательная и самостоятельная деятельность, дидактические игры, наблюдения, беседы и т. д.)

Обработка полученных данных

В процессе обсуждения представленных данных группа специалистов делает выводы о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей): высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.

• Низкий уровень – 1 балл;

• Средний уровень – 2 балла;

• Высокий уровень – 3 балла.

Расчитывание количественного и качественного уровня освоения образовательных областей.

Количественный уровень:

Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития + количество детей, получивших (в соответствии с баллами) средний

уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей.

Качественный уровень:

Количество детей, получивших (в соответствии с баллами) высокий уровень развития Х 100 % - общее количество обследуемых детей

Периодичность диагностического исследования – 2 раза в год (октябрь, апрель)

Литература

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Голицына Н. С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду. 2 младшая группа. – М. : Издательство

«Скрипторий 2003», 2012

3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М. : Мозаика-Синтез, 2005

4. Помораева Математика в детском саду. (2 младшая группа).М. : Скрипторий 2003,2010

15

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.

Рабочая программа «Маленький пешеход» (социально-коммуникативное развитие). Возраст детей 5–7 лет Актуальность Программы. Проблема дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем.

Рабочая программа «Радуга» для детей от 5 до 6 лет на 2016–2017 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Радуга» (от 5 – до 6 лет) НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Воспитатель: Масленникова Анастасия Николаевна (срок реализации.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 1.4. Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Важное значение.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Коррекционная работа Дети с ограниченными возможностями.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы. Программа предполагает построение образовательной деятельности на адекватных возрасту.

Рабочая учебная программа по разделу «Социально-нравственное воспитание» для детей 3–4 лет, 4–5 лет Н. В. Микляевой Содержание работы во I I младшей группе. Тематика занятий, Информационно-методическое обеспечение Задачи Предметно-пространственное обеспечение.

Автор публикации:
Рабочая программа для детей 3–4 лет «Познавательное развитие»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 11:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Куклы наших бабушек»
Мастер-класс"Куклы наших бабушек" История тряпичных кукол в славянской культуре очень древняя. К куклам относились очень бережно и с любовью. Окружающий...
Конспект открытого мероприятия «В гости к Ёжику»
Совместная работа с воспитателями всегда приветствуется в нашем Центре. И вот очередное мероприятие, которое мы проводили вместе с воспитателем...
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы Вход под музыку, хоровод «Весну звали» , затем садятся на стулья...
Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду»
14 февраля во всем мире празднуют День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник находит все больше и больше поклонников. В этот день всем нам...
Конкурсная программа для мальчиков «Богатырские забавы»
БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫ ( подготовительная группа) Цели и задачи: Привлечение детей к здоровому образу жизни, здоровой конкуренции; Учить...