Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка)

Оксана Карпухина
Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка)

Рабочая программа

дополнительного образования для детей школьного возраста

с умственной отсталостью

«Учимся вместе»

на 2016 - 2017 учебный год

возраст детей: 7 - 14 лет.

Авторы:

Воспитатели группы № 17

г. Абакан 2016

Содержание

1. Пояснительная записка …

2. Учебный план ….

3. Содержание программы ….

4. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения….

5. Календарно-тематическое планирование 2 года обучения …

6. Календарно-тематическое планирование 3 года обучения ….

7. Диагностический инструментарий…

8. Материально-техническое обеспечение ….

9. Список литературы ….

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Формирование продуктивной деятельности» разработана на основе программы дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Все в моих руках» ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».

Настоящая программа предназначена для работы с воспитанниками в возрасте от 7 до 14 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и представляет коррекционно- развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно- педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социализации ребенка в общество.

Продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность, конструирование, отвечая интересам и потребностям детей, одновременно способствуют решению данного вопроса. Эти виды деятельности дают ребенку возможность учиться общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать, сосуществовать с людьми – приобретать практические навыки, взаимодействия с окружающим миром.

Рабочая программа по формированию продуктивных видов деятельности разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

в принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, линейность, концентричность;

в формах и методах обучения (занятия, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии);

в методах контроля (наблюдение, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов, пособий).

Актуальность программы обусловлена тем, что огромную роль в успешности социализации детей с умственной отсталостью играет субъективный социальный опыт, получаемый детьми в процессе жизнедеятельности. Социально-полезные знания, умения, навыки и представления детей данной категории – все это является фундаментом для дальнейшего социального становления.

Новизна программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей с умственной отсталостью, их возможности и потребности. Использование в обучении новых инновационных технологий позволяет формировать специальные навыки у воспитанников с умственной отсталостью, помогает сделать занятия более наглядными и динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей.

Педагогическая целесообразность программы ориентирует воспитанника на приобщение к социальной культуре, применение полученных социальных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Программа формирует умения, необходимые в коллективной и индивидуальной творческой деятельности, вырабатывает трудовые, эмоциональные, организационно-волевые, социальные навыки детей в процессе этой деятельности. Работа по рабочей программе ведётся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и своеобразия их когнитивных, мотивационных, аффективно-волевых, регуляторных проявлений, что позволяет расширить представления о многообразии окружающего мира, обогащает чувственный опыт детей, способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления.

Формирование продуктивных видов деятельности предусматривает

использование комплексного подхода в воспитании, развитии и обучении детей и подростков с умственной отсталостью и реализуется через следующие направления:

1. Игровая деятельность.

2. Изобразительная деятельность.

3. Конструирование.

4. Ручной труд.

5. Чтение художественной литературы.

Освоение содержания рабочей программыпоможет ребенку с умственной отсталостью научиться общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми и сверстниками, таким образом, он приобретет практические навыки и умения взаимодействия с окружающим миром.

Цель: формирование у детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости основ продуктивных видов деятельности, игры, чтения художественной литературы через овладение различными практическими навыками и компетенциями.

Задачи:

1. Развивать сенсорно- персептивную сферу у детей и подростков с умственной отсталостью.

2. Развивать аналитико - синтетическую деятельность умственно отсталого ребёнка.

3. Совершенствовать ручную и общую моторику детей с умственной отсталостью.

4. Формировать предметную деятельность и элементарно изобразительные операционно - технические умения умственно отсталого ребёнка.

5. Формировать активный интерес ребёнка к себе и окружающему миру.

6. Воспитывать у детей интерес к графическому и образному изображению предметов и явлений.

7. Формировать основу охраны здоровья через утреннюю гимнастику, подвижные игры.

8. Проявлять эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, слушать художественные тексты, рассказы, стихи, сказки.

При разработке рабочей программы учитывался контингент детей группы № 17, дневного пребывания.

Группу посещают дети с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии, патологией развития зрительных и слуховых функций, расстройствами психологического развития.

В группе 10 девочек с различными патологиями психического и физического развития. Возраст детей от 7 до 14 лет.

Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы, затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Дети не могут самостоятельно выполнять физические упражнения. Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет.

Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Дети не воспринимают обращенную речь, часто не реагируют на свое имя. Собственной речи нет или она представлена несколькими звукоподражаниями, звукокомплексами. Представления об окружающем мире не сформированы. Они не знают названия окружающих предметов, их назначение.

Формирование всех видов детской деятельности происходит на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

Также необходимо неоднократное повторение программного материала, частая смена видов деятельности с опорой на предметно-развивающую среду группы, широкое применение нетрадиционных приемов и методов работы. Формирование коммуникативных навыков у детей будет происходить во время общения с взрослыми и сверстниками, осуществляющими совместную с ребенком предметно- практическую деятельность.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения, специально разработанный учебно-методический комплекс.

Учебно-воспитательный процесс с воспитанниками по рабочей программе реализуется воспитателями через специальные коррекционно-развивающие занятия, кружковую работу и в течение всего дня (прогулки, утренняя гимнастика, прием пищи, утренний и вечерний туалет, предметно-игровая деятельность).

Данная рабочая программа направлена:

• формирование у воспитанников навыков самообслуживания,

• формирования представлений о природе, предметах и явлениях окружающей жизни, временных представлений;

• сохранение и укрепления здоровья;

• формирование трудовых навыков;

• нормализацию жизненного цикла детей;

• развитие стимула к познавательной активности;

• развитие и стимулирование познавательной активности детей;

• формирование коммуникативной деятельности;

• когнитивное развитие;

• социально-эмоциональное развитие;

• коррекцию имеющихся нарушений, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии.

Продолжительность учебной недели - 5 дней.

Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.

Продолжительность занятия определяется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, и не может превышать 30 минут.

Основной формой организации реабилитационного процесса являются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия в зависимости от степени умственной отсталости и строятся на основе предметно-практической деятельности детей и подростков, реализуются через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций. Дидактический наглядный материал, игрушки, пособия на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона группы укомплектована необходимым набором мебели.

Содержание тем и количество часов, отведенных на них, могут изменяться из-за особенностей психофизического состояния ребенка и степени умственной отсталости:

для детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю, что составляет 68 часов учебного времени на каждого ребенка;

Содержание рабочей программы по формированию продуктивных видов деятельности распределено по годам обучения, с учетом различной степени умственной отсталости:

Срок реализации рабочей программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Сложность программного материала, его объем нарастает по годам обучения с учетом индивидуальных особенностей детей

1 год обучения – от 7 до 10 лет.

2 год обучения – от 10 до 13 лет.

3 год обучения – от 13 до 16 лет.

Учебный план на 2016-2017 учебный год

Год обучения Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1полугодие 2 полугодие

1 год 30 38

Итого 68 часов в год

2 год 30 38

Итого 68 часов в год

3 год 30 38

Итого 68 часов в год

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1 учебный год (от 7 – 10 лет)

Название дисциплины

Количество часов

Игровая деятельность

Предметно- отобразительные игры 6

Дидактические игры 6

Подвижные игры 11

Итого 23

Изобразительная деятельность Лепка 5

Рисование 5

Аппликация 5

Итого 15

Конструирование

9

Итого 9

Ручной труд

Оригами 7

Поделки из природного и бросового материала 2

Итого 9

Чтение художественной литературы 12

Итого 12

Всего за год 68

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

2 учебный год (от 10 – 13 лет)

Название дисциплины

Количество часов

Игровая деятельность

Сюжетно- отобразительные игры 6

Дидактические игры 6

Подвижные игры 10

Итого 22

Изобразительная деятельность Лепка 5

Рисование 6

Аппликация 5

Итого 16

Конструирование

9

Итого 9

Ручной труд

Оригами 7

Поделки из природного и бросового материала 3

Итого 10

Чтение художественной литературы 11

Итого 11

Итого за год 68

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

3 учебный год (от 13 – 16 лет)

Название дисциплины

Количество часов

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры 6

Дидактические игры 4

Подвижные игры 6

Итого 16

Изобразительная деятельность Лепка 8

Рисование 11

Аппликация 3

Итого 22

Конструирование

6

Итого 6

Ручной труд

Оригами 9

Поделки из природного и бросового материала 5

Итого 14

Чтение художественной литературы 10

Итого 10

Всего за год 68

Содержание программы

Программа коррекционно - развивающей работы воспитателя в группе реализуется через следующие направления:

1. Игровая деятельность

2. Изобразительная деятельность

3. Конструирование

4. Ручной труд

5. Чтение художественной литературы

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» Математическое развитие детей– это одно из основных направлений подготовки детей к школе. Математика – это мощный фактор интеллектуального.

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №51 г. Липецка Рассмотрено на заседании МО учителей эстетического.

Индивидуальная программа по предмету «Развитие устной речи» для детей 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Программа по развитию речи согласно ФГОС. 1 класс для детей с умственной отсталостью Рабочая программа ФГОС «Развитие речи» 1-2 класс Учитель-логопед Лебедева С. В. с. Бея 2017 г Программа коррекционно-развивающей.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог» .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка)
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 08:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «День знаний» для средних, старшей и подготовительной групп...
Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вам сценарий , который мы провели в детском саду на День Знаний. За основу я взяла материал из сценария Натальи Беликовой,...
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше?» ко Дню пожилого человека
Сценарий театральной сценки «Чья бабушка лучше? » ко Дню пожилого человека Звучит музыка. Появляется медвежонок. Медвежонок: Для любимой бабушки Я...
«Театр — ты всегда с нами»
Летний период самая благодатная пора для театральной деятельности. Вот и этим летом наш летний детский театр распахнул двери для моих воспитанников. В каких...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гостях...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе"В гостях у Осени" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие",...
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию...
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из самых значительных и...