Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе

Татьяна Паневина
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

( РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»)

Н. А. ФЕДОСОВОЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ № 2 «РАДУГА»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»

КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования, Кружок „Абвгдейка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Рабочая программа дополнительного образования для кружка «АБВГДЕЙКА»

в подготовки детей 6-7 лет к школе разработана на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа направлена на развитие будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; --- развитие умений действовать по правилам.

Основные принципы построения программы :

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

-развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;

Программа состоит из следующих разделов:

- «Математические ступеньки»;

- «Развитие речи»

Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Раздел «Развитие речи» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе,

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основные положения программы :

- подготовка к школе носит развивающий характер;

- не допускает дублирования программ первого класса;

- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

- обеспечивает формирование ценностных установок;

- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

- инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Ребё нок знает и умеет:

К семи годам ребенок знает и умеет:

Раздел «Математические ступеньки»

- Ориентироваться на листе бумаги, на плоскости. и в пространстве.

- Определять взаимное расположение предметов.

- Сравнивать предметы по величине, используя практические действия, упорядочивать их.

- Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

- Сравнивать количество предметов в группах.

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом.

- Объяснять конкретный смысл действий: сложение и вычитание.

- Различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в окружающем мире.

- Воспринимать учебно – познавательную задачу и способы ее решения.

- Проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).

Раздел «Развитие речи»

- буквы русского алфавита;

- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами

- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

- пересказывать простые сказки;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых

предложений

- заучивать стихотворения

- понимать и выполнять учебную задачу

- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Содержательный раздел

1. Психолого – педагогические условия

реализации Программы

Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие

звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).

В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми

- Дидактические игры

- Фонематические упражнения

- Работа с текстами

- Театрализация

- Рисование

Способы и направления поддержки детской инициативы

Технология проведения:

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

- Система развивающего обучения

- Здоровье сберегающие технологии

- Компьютерные (новые информационные) технологии

- Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей :

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

2. Содержание

психолого – педагогической работы

Раздел «Речевое развитие»

Содержание раздела позволяет организовать работу по трё м направлениям:

-речевое общение;

-подготовка к чтению;

-подготовка к письму.

Речевое общение. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Речевое общение.

Роль развитого речевого слуха (способности отчетливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться – основа взаимодействия и взаимопонимания людей.

Речь устная, диалогическая, моно

Развитие и совершенствование устной речи.

- Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.

- Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

- Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.

- Формирование правильного понимания переносного значения слов.

- Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.

- Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).

- Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.

- Развитие диалогической и монологической речи.

- Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.

- Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.

- Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

- Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.

- Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.

- Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.

- Рассказ по картине: описание изображенного на картине.

- Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.

Подготовка к обучению чтению.

- Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.

- Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

- Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.

- Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.

- Выделение звуков в начале, конце и середине слова.

Подготовка к обучению письму

- Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради. - Обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке, перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др., геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Организационный раздел

1. Режим и формы реализации Программы

Условия реализации Программы :

Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.

Название кружка «АБВГДЕЙКА». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате, музыкальном зале с наполняемостью до 15 детей.

Организация реализации Программы :

Руководитель кружка – воспитатель Паневина Т. С.

Список детей, посещающих кружок «АБВГДЕЙКА»

Сроки и время:

Срок реализации Программы – 1 год.

Кружок «АБВГДЕЙКА» организуется и проводится:

- 4-5 раз в месяц;

- 1 раз в неделю;

- день недели – четверг;

- продолжительность – 25 минут.

Формы реализации Программы :

Кружковая деятельность проводится в форме:

- игровых упражнений;

- системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами;

- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

2. Особенности организации

предметно – пространственной среды

кружка «АБВГДЕЙКА»

Образовательная область «Социаально – личностное развитие»

Центр «Игровая деятельность»

В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами и алфавитом.

Образовательная область «Речевое развитие»

Центр «Словеснаая игралочка»

Здесь размещаются магнитная азбука, касса букв и слогов,таблицы и схемы звуко – буквенного анализа.

Центр «Приобщение к художественной литературе»

Здесь размещаются детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр «Изобразительная деятельность»

Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Азбука», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

Обрудоваание кружковой деятельности :

- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;

- касса букв и слогов;

- наборное полотно;

- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;

- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы

- карточки и схемы составления предложений;

- магнитная азбука;

- символические обозначения звуков.

Методическое обеспечение кружковой деятельности :

- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»

Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.

- Рабочая тетрадь «Запоминаю буквы». Е. В. Колесникова. Москва.

«Ювента» 2009г.

- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

- Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия

развития». 2009г.

- Практическое пособие «Буквы в раскрасках». Е. В. Соловьева. Москва

«Просвещение» 2010г.

- Практическое пособие «Учимся читать».». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования (кружок) «В гостях у Гномика» (подготовка руки к письму) Пояснительная записка Программа «В гостях у Гномика» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования для детей «Веселая палитра» В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание.

Рабочая программа дополнительного образования «Грамотейка». Речевое направление Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №35» Дополнительная общеразвивающая.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» для детей старшей группы Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа дополнительного образования в рамках экологического кружка «Путешествие с комнатными растениями» Содержание 1. Пояснительная записка… 2. Цель … 3. Задачи деятельности ….

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Степ аэробика для дошколят (рабочая программа дополнительного образования) Введение Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 17 июня 2017 в 21:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД