Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год

Светлана Ульяновская
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год

Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка»

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, занимающихся в кружке

1.3. Цели и задачи программы «Умелые ручки»

1.4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы «Умелые ручки»

1.5. Планируемые результаты освоения программы

2. Тематический план занятий

3. Формы, способы, методы и средства реализации программы «Умелые ручки»

4. Взаимодействие с семьями воспитанников

5. Создание условий для реализации программы.

6. Расписание кружка и структура занятий.

7. Список литературы.

Пояснительная записка.

1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка»

Концепция дошкольного образованияпредусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональной сфер. В соответствие с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом от 30 августа 2013г №1014 «Об утверждении Порядка и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», «необходимо создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации неповторимого специфического возрастного потенциала». Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 и Образовательной программой ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, занимающихся в кружке

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружковиз бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше.Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.3. Цели и задачи программы «Умелые ручки»

Цель программы:сформировать ключевые компетентности детей дошкольного возраста:

любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о мире и природе, овладевший необходимыми навыками и умениями через интеграцию таких областей как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

1. Образовательные:

• Обучение техническим приемам работы с разным материалом;

• Формирование сенсорный способностей, аналитического восприятия созданной поделки;

• Знакомство детей с различными материалами (бумага, пластмасса, дерево)

• Формирование основ техники безопасности при работе с инструментами;

• Развитие навыков наклеивания деталей и форм, составления изображений готовых предметов, ориентировка на плоскости.

2.Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей, памяти, внимания, мышления, творческой сферы;

• Развитие технических навыков, моторики рук;

• Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

• Развитие конструктивной деятельности;

• Развитие умения работать в группах, планировать деятельность.

3.Воспитательные:

• Формирование интереса к созданию новых образов из различных материалов;

• Воспитание аккуратности, самостоятельности.

1.4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы «Умелые ручки»

Программа основана на принципе развивающего обучения. Также учитывается принцип научной обоснованности и практической применимости. Программа создана с учетом возрастных и физиологических возможностей ребенка. В ее основе лежит принцип интеграции, позволяющий создать целостность образовательного процесса.

В основе Программы лежит деятельностный подход, согласно которому способности ребенка формируются в процессе преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю путем последовательных преобразований, цель которых – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Возраст 4-5 лет.

• Способен направлять внимание по инструкции взрослого;

• Умеет распределять предметы по сенсорному признаку – цвет, форма, величина;

• Знает основные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

• Владеет элементами внеситуативной речи;

• Уверен в своих силах.

2. Тематический план занятий

Месяц Тема недели Тема занятия Содержание

сентябрь «Здравствуй, детский сад! Вводное занятие Знакомим детей с различными материалами (природным, бросовым). Формируем интерес к художественному труду.

Сентябрь «Осенние олимпийские игры» «Смешные человечки» Учим детей делать игрушки из природного материала – шишек, веток. Развиваем творческое воображение.

Сентябрь «Растительный мир» «Узор из листьев» Формируем умение работать с природным материалом. Учим определять, с какого дерева лист. Развиваем чувство ритма.

Сентябрь «Животный мир» «Зайка, длинное ухо» Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Развиваем воображение. Делаем зайца из ватных дисков. Закрепляем понятие «Дикий-домашний»

Октябрь «Урожай» «Домик с садом» Совершенствуем умение работать с природным материалом. Развиваем воображение, закрепляем понятие «фрукты»

Октябрь «Краски осени» «Осенние деревья» Совершенствуем умение составлять обрывную аппликацию из бумаги, составлять композицию на листе.

Октябрь «Неделя безопасности» «Пешеходный переход» Учить резать бумагу по прямой линии, создавать композицию из полосок.

Октябрь «Я в мире человек» «Веселый человечек» Делаем поделку из пластилина и бросового материала. Закрепляем знание частей тела.

Ноябрь «Нас окружает мир предметов» «Красивая посуда» Используем пластилиновую живопись для изготовления поделки, украшаем пуговками, бусинками. Развиваем эстетический вкус. Закрепляем понятие «посуда»

Ноябрь «Труд взрослых и детей». «Украшение фартучка» Формируем умение составлять композицию из геометрических фигур.

Ноябрь Проект «Ваза с цветами» Используем тыквенные семечки и пластилин. Учим составлять композицию с использованием природного материала.

Декабрь «Здравствуй, зима!» «Зимний пейзаж» Используем технику нетрадиционного рисования. Развиваем творческое воображение

Декабрь «Здравствуй, зима!» «Зимняя веточка» Формировать умение делать поделку из скрученной бумаги. Закреплять представления о свойствах бумаги.

Декабрь Новогодний калейдоскоп Новогодняя елка. Учить создавать коллективную поделку из ватных дисков.

Декабрь Мониторинг

Январь Каникулы «Зимняя сказка» Делаем новогодние поделки из ваты.

Январь «Умей дружить и добрым быть» «Солнышко» Закрепляем умение резать бумагу по прямой линии, составлять композицию из цветных полосок.

Январь «Город мастеров» «Дымковская игрушка» Используем пластилиновую живопись для изготовления поделки. Развиваем эстетический вкус.

Январь «Город мастеров» «Платочек для матрешки» Аппликация из готовых форм. Закрепляем умение составлять композицию на треугольнике. Развиваем эстетический вкус.

Февраль «Юные исследователи» «Снежинки» Формировать умение составлять композицию из пластилиновых полосок на круге.

Февраль «Транспорт. ПДД» «Самолет» Делаем поделку из рулончиков. Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Закрепляем понятие «транспорт»

Февраль «Защитники Отечества» «Танк» Формируем умение создавать объемные фигуры. Развиваем воображение, умение создавать композицию

Февраль «В мире искусства»

Март 8 марта «Букет для мамочки» Поделка из бумаги на основе диска. Закрепляем умение разрезать бумагу, склеивать объемную форму, наклеивать готовые детали. Развивать эстетический вкус.

Март 8 марта «Сумочка» Формировать умение соединять детали бумажной выкройки, украшать поделку готовыми формами.

Март «Театральная неделя» «Веселый клоун» Поделка из бумажной тарелки.

Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Развиваем воображение, умение создавать композицию

Март «Мой город, мой край, моя страна» «Улица города» Делаем поделку из коробок. Развивать воображение, умение наклевать готовые детали, составлять общую композицию.

Апрель «Неделя здоровья» Фрукты на тарелочке Объемная аппликация из бумаги. Развивать воображение, умение наклевать готовые детали, составлять общую композицию.

Апрель «Знакомство с комнатными растениями» «Ваза с цветами» Аппликация из ватных дисков. Учить наклеивать ватные диски на изображение, дополнять изображение деталями. Развивать эстетический вкус.

Апрель Проект

Апрель «Весна шагает по планете» «Жуки на листочках» Поделка из ореховой скорлупы. Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Закрепляем понятие «насекомые».

Май «Все живое пробуждается» «Бабочка» Поделка из конфетных фантиков. Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Закрепляем понятие «насекомые».

Май «Все живое пробуждается» «Цветочная полянка» Поделка из макарон (или тыквенных семечек). Учим подбирать детали, передавать выразительность образа. Закрепляем понятие «цветы»

Май Диагностика Творческий отчет

Май Диагностика

3. Формы, способы, методы и средства реализации программы «Умелые ручки»

Формы работы:

• индивидуальные;

групповые;

• коллективные

Методы обучения:

• репродуктивный (воспроизводящий);

• объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

• метод проблемной ситуации (педагог ставит проблему, и вместе с детьми ищут пути ее решения);

• практический

4. Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом.

Формы взаимодействия с родителями детей, занимающихся в кружке:

• Организация выставок детских работ для родителей;

• Участие в региональных выставках и конкурсах в течение года;

• Творческий отчет руководителя кружка в конце года.

• Книжки-раскладушки с фотографиями работ.

5. Создание условий для реализации программы.

Предметно-пространственная среда в группе строится в соответствии с ФГОС ДО и требованиями построения предметно-развивающей среды для организации жизнедеятельности воспитанников.

Оборудование:

• цветная бумага и картон

• клей

• ножницы

• природный материал

• бросовый материал

6. Расписание кружка и структура занятий.

Программа кружка и расписание занятий утверждается в начале учебного года заведующим ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Продолжительность занятия 20 мин.

Структура занятия:

• Вводная часть – художественное слово, проблема, игра для привлечения внимания, беседа о том, как будем делать поделку.

• Основная часть – непосредственная работа с материалом.

• Заключительная часть – анализ детьми своих работ и работ товарищей, раскрытие творческого замысла.

7. Список литературы.

• Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. М., Изд-во «Скрипторий 2003», 2006. – 47с.

• Давыдова Г. Н. Детский дизайн -2. Поделки из бросового материала.

• Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. –Ярославль: «Академия развития», 1997 – 192с.

• Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 189с.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план для средней группы ДОУ по неделям на 2019–2020 учебный год Сентябрь 27.09 День дошкольного работника 1 неделя. «Детский сад» *Развлечение, посвященное дню знаний. *Беседа с детьми о дружбе. * Мой.

Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть)Перспективное планирование по использованию ИКТ в НОД в средней группе на 2019–2020 учебный год (первая часть) Сентябрь1. Неделя безопасности 2 неделя. Осень. Признаки осени 3 неделя. Неделя леса. (Деревья осенью) 4 неделя. Грибы. Ягоды Детский сад.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2019–2020 учебный год ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ во второй младшей группе на 2019 – 2020 учебный год. Цель: вовлечение максимального числа родителей.

Планирование работы с родителями средней группы на 2019–2020 учебный год Цель:Установление взаимного сотрудничества воспитателей детского сада с родителями воспитанников в вопросах оздоровления, безопасности,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Планируемые результаты.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год
Опубликовано: 11 января 2020 в 20:39
+145Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий досуга «Святки» в старшей группе
Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? ( ответы детей) . А какой ещё праздник светлый и...
Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...