Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних) в детском саду

Ольга Музыка
Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних) в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей/законных представителей несовершеннолетних) (далее – Рабочая программа) призвана формировать у родителей /законных представителей воспитанников педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений, повышения общей педагогической и психологической культуры родителей в МОУ детский сад № …

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних) в детском саду» размещена в разделах

Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

Конвенцией «О правах ребёнка»;

№223 – ФЗ «Семейным кодексом Российской Федерации»,

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»,

Законом РФ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации" (с изменениями);

Законом РФ от 21.12.96 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях

по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей» (с изменениями);

Законом РФ от 20.05.99 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы

профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями);

Законом РФ от 24.04. 2017 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

Содержание рабочей программы разработано с учетом образовательной программы дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики» авторов Ястребовой Г. А., Цветковой Г. В., (кафедра воспитания и дополнительного образования ГАОУ ДПО «ВГАПО») и образовательной (просветительской) психолого-педагогической программы родительского всеобуча «Мир начинается с семьи» авторов Кучегашевой П. П., Кубанцевой А. П., Пономаревой Е. А., Орешкиной Н. В., Чумакова И. В.

Исполнителем основных мероприятий является администрация МОУ Детский сад

Заказчиком дополнительных образовательных услуг выступают родители

(законные представители) МОУ Детский сад

Обоснование необходимости решения проблем педагогического просвещения родителей программными средствами.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Актуальность педагогического просвещения родителей/законных представителей обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в образовательном процессе.

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и детского сада в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

1.1. Цель и задачи рабочей программы.

Цель рабочей программы: повышение родительской компетентности и гармонизация детско-родительских отношений в условиях ОУ.

Задачи программы:

актуализация потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений.

мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ОУ.

информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка.

проведение мероприятий по формированию адекватной позиции отца и матери.

1.2. Принципы реализации рабочей программы.

Реализация рабочей программы базируется на следующих принципах:

первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

гуманизации отношений и общения;

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

преемственности семьи и дошкольного учреждения в становлении социокультурного опыта ребёнка;

1.3. Основные направления рабочей программы

№ п / п Направления Содержание

1. Основы семейной психологии Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие.

Воспитательные отношения на уровне "Взрослый-ребёнок", "Взрослый-взрослый". Динамика отношений в семье

2. Основы семейного уклада Концепции, методы, механизмы современного семейного воспитания.

Психолого-педагогические основы современного семейного воспитания.

Роль и воспитательная позиция матери и отца в семье.

3. Основы семейного права Отношения, регулируемые семейным законодательством

Правовые вопросы заключения и прекращения брака

Права и обязанности супругов

Правоотношения родителей и детей.

4. Основы семейного воспитания Влияние индивидуально-психологических и возрастных особенностей человека на осуществление воспитания детей в семье.

5. История семьи, история рода Гендерный подход в семейном воспитании.

6. Основы здорового образа жизни и содержательного отдыха 1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Элементы здорового образа жизни:

• достаточная двигательная активность;

• закаливание организма;

• рациональное питание;

• гигиенический режим труда и отдыха;

• личная гигиена;

• гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений в коллективе;

7. Основные формы взаимодействия семьи и ДОО Основные направления взаимодействия ДОУ и семьи.

Взаимодействие с родителями на каждом возрастом этапе развития дошкольников

8. Семейный бюджет Анатомия семейного бюджета. Классификация доходов / расходов семьи. Структура семейного бюджета. Как соблюсти баланс бюджета

Рабочая программа состоит из базовой (обязательной) части и вариативной, формируемой с участием родителей/ законных представителей МОУ Детского сада №

2. Содержание рабочей программы. Технологичность и элективность процесса обучения достигается благодаря модульной организации учебного плана. Учебный материал компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы родительского образования обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков:

педагогического взаимодействия с детьми,

анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем,

профилактики девиантного поведения у детей;

создания единого воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок».

2.1. Учебный план (базовая часть)

Модуль программы Кол-во занятий Кол-во часов

Теоретические основы современного семейного воспитания 3 8

Семья и ребенок. Динамика детско-родительских отношений 4 8

Психологические особенности личности ребенка 8 20

Итого: 15 36

2.2. Тематический план рабочей программы (базовая часть)

Модуль программы Тематика занятий Кол-во часов Форма занятий

Теоретические основы современного семейного воспитания 1. Влияние индивидуально-психологических особенностей родителей на осуществление воспитания в семье 2 дистанционно

2. Психолого-педагогические основы современного семейного воспитания 4 дистанционно

3. Семья под защитой государства 2 очно

Итого по модулю 8

Семья и ребенок. Динамика детско-родительских отношений 1. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений 2 дистанционно

2. Родительское отношение к ребенку 2 дистанционно

3. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений 2 дистанционно

4. Роль и воспитательная позиция матери и отца в семье 2 очно

Итого по модулю: 8

Психологические особенности личности ребенка 1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста:

- с 2-х до 4 лет;

- с 4-х до 5 лет;

- с 5-ти до 7 лет 6

2

2

2 очно

2. Адаптация к системе общественного воспитания 2 очно

3. Кризисные периоды в жизни ребенка дошкольника

- кризис 3-х лет

-кризис 7 лет 2

Очно- дистанционно

4. Психологические особенности детей с ОВЗ 2 очно

5. Речевые проблемы дошкольников и пути их преодоления 2 дистанционно

6. Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщения к здоровому образу жизни. 2 дистанционно

7. Развитие познавательной активности детей дошкольников. 2 дистанционно

8. Роль игры и игрушки в развитии дошкольников 2 дистанционно

Итого по модулю 20

2.3. Содержание изучаемых тем.

Тема 1. Влияние индивидуально-психологических особенностей родителей на осуществление воспитания в семье

Цель: познакомить родителей с влиянием типов семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника.

Семья как фактор воспитания ребенка. Стили семейного воспитания. Семья как малая социально-психологическая группа. Влияние стиля воспитания на формирование самооценки в подростковом возрасте. Выбор форм, методов и средств педагогического воздействия.

Тема 2. Психолого-педагогические основы современного семейного воспитания

Цель: формировать представление об организации семейного воспитания.

Представления о воспитании детей в семье. Проблемы семейного воспитания.

Тема 3. Семья под защитой государства

Цель: расширить представления о роли семьи в обществе и жизни человека;познакомить с правами и обязанностями в государстве, семье; нормативными документами.

Семья - ячейка общества. Находится под защитой государства. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Тема 4. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений

Цель: Сформировать представление о моделях детско-родительских отношений.

Понятия «детско-родительские отношения».Особенности детско-родительских отношений. Внутрисемейные факторы, определяющие формирование личности ребенка. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений.

Тема 5. Родительское отношение к ребенку

Цель: Формирование осознанной родительской позиции

Родительские установки или представления как знание родителем познавательного и социального развития ребенка, понимание своей роли в жизни детей, целей обучать и дисциплинировать ребенка. Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.

Тема 6. Семья и ребенок: возрастная динамика отношений.

Цель:формировать представления о динамичном влиянии семьи на личность ребенка.

Взаимоотношения разнопоколенных членов семьи. Позиции членов семьи для создания благоприятной ситуации развития малыша.

Тема 7. Роль и воспитательная позиция матери и отца в семье

Цель: сформировать представление о семейных ролях родителей в воспитании ребенка. Роль семейного воспитания в формировании личности дошкольника. Особенности воспитательной позиции матери и отца в формировании личности ребенка.

Тема 8. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Цель: сформировать представления о динамике развития дошкольника.

Возрастная периодизация. Социальная ситуация развития дошкольника. Ведущим видом деятельности дошкольника. Развитие познавательной сферы дошкольника. Личностные новообразования дошкольного детства. Особенности видов деятельности дошкольников.

Тема 9. Адаптация к системе общественного воспитания

Цель: Сформировать представления об особенностях адаптационного периода.

Педагогические правила введения детей в условия общественного воспитания Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста. Роль игры в адаптации.

Тема 10. Кризисные периоды в жизни ребенка дошкольника: кризис 3-х лет; кризис 7 лет.

Цель: сформировать представления о кризисах дошкольного возраста и их проявлениях.

Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте (1-3). Когнитивное развитие ребенка в период дошкольного детства. Кризисы дошкольного возраста. Их проявления.

Тема 11. Психологические особенности детей с ОВЗ.

Цель: сформировать представление о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ.

Общая характеристика детей с ОВЗ. Классификация. Причины появления детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ. Типичные затруднения детей с ОВЗ. Рекомендации по взаимодействию детей с ОВЗ.

Тема 12. Речевые проблемы дошкольников и пути их преодоления.

Цель: Систематизировать знания родителей об особенностях и условиях развития речи детей дошкольного возраста.

Психолого- педагогические проблемы развития речи дошкольников и пути их решения. Ошибки устной речи. Причины ошибок. Рекомендации по их устранению.

Тема 13. Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщения к здоровому образу жизни.

Цель: сформировать представление о роли семьи в формировании здоровья ребенка.

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды.

Тема 14. Развитие познавательной активности детей дошкольников.

Цель: сформировать представление об особенностях развития познавательной сферы дошкольников.

Познавательная деятельность дошкольников. Формирование мышления у детей. Формы развития познавательной деятельности у детей.

Тема 15. Роль игры и игрушки в развитии дошкольников.

Цель: сформировать представления об особенностях становления игровой деятельности ребенка и её роли в развитии личности дошкольника.

Что такое игра. Возрастные особенности формирования игровой деятельности. Периодизация детских игр. Роль игрушки в формировании личности дошкольника. Современная игрушка. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Программа сопровождается разработкой методического обеспечения, в том числе электронной версией, включающей методические материалы для педагогов и материалы для самостоятельного изучения родителями/законными представителями, которые размещаются в сети Интернет на официальном сайте МОУ Детский сад № 36_.

Общая продолжительность базового курса – 36 часов.

3. Организация образовательной работы.

3.1. Организация работы по реализации рабочей программы.

Занятия по реализации программы дополнительного образования взрослых проводятся как в традиционных формах – лекции, конференции, круглые столы, так и нетрадиционных – семинары, семинары-практикумы, тренинги и др.

Обучение родителей проводится в удобное для их время, при этом длительность очного занятия не превышает 2 астрономических часов.

Одной из важных форм является дистанционная – с размещением методического материала на официальном сайте МОУ в сети Интернет и более глубокого погружения в интересующую тему с привлечением специалистов МОУ: педагога-психолога, инструктора по ФК, педагогов.

Очные групповые занятия сопровождаются демонстрационными материалами.

Для получения обратной связи на занятии используются диалоговые формы.

С этой же целью изучение каждого модуля или темы для самостоятельного изучения заканчивается анкетированием.

3.2. Условия реализации программы.

Условия реализации программы обеспечиваются:

правом выбора руководителем ОО программы (ряда программ) и технологии социально-педагогической помощи и поддержки воспитанников и родителей в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей;

возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки дошкольников из цели и задач программы родительского образования, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения;

особенностями повышения воспитательного потенциала семей воспитанников, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи);

возможностями педагогов ДОУ по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей;

методиками проведения учебных занятий с родителями, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями.

Для реализации разработанной программы обоснованы следующие технологии организации родительского образования:

- непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;

- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.

Публикации по теме:

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Инструктаж для родителей (законных представителей) о безопасности детей во время новогодних каникулИнструктаж для родителей (законных представителей) о безопасности детей во время новогодних каникул Новый год и Рождество – долгожданные праздники, любимые всеми. Мы искренне надеемся, что они будут радостными. Но не стоит забывать, что.

LEGO-конструктор в детском саду в качестве дополнительного образования. Часть перваяLEGO-конструктор в детском саду в качестве дополнительного образования. Часть первая .

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних) в детском саду
Опубликовано: 3 августа 2022 в 12:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования взрослых (родителей, законных представителей несовершеннолетних) в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Музыка (УИ 219147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД