Галина Скворцова
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Экономишки» (5–6 л)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности
«Экономишки» для детей 5 -6 лет
Составитель: воспитатель
Скворцова Г. С.
г. Лебедянь, 2024г.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи Программы :
Цель:
• Формирование первичных экономических представлений и компетенций;
• Развитие экономического мышления дошкольников;
Публикация «Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности „Экономишки“ (5–6 л)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
• Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
• формировать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
• сформировать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует
относиться с уважением.
• формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
• развивать интерес и положительное отношение к рекламе, дать представление о рекламе, о ее назначении;
• формировать доступные экономические понятия : товар, цена, деньги, зарплата, выгода, изделия, сбережение, реклама, бизнес;
• расширить знания о деньгах, эволюции форм денег;
• познакомить с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета;
• сформировать и закрепить представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;
• учить правильно воспринимать рекламу;
• познакомить с экономической категорией потребность.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 5 до 6 лет.
1.3. Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки
К концу года воспитанники должны знать:
-и называть российские деньги, некоторые названию валют ближнего и дальнего зарубежья;
-и называть профессии, содержание их деятельности;
-и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин,
-различные понятия благополучия, счастья и достатка.
Воспитанники должны уметь:
-адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
-адекватно вести себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
-замечать и ценить заботу о себе, радоваться новым покупкам,
-проявлять сочувствие к другим в ложных ситуациях;
-с удовольствием помогать взрослым, объяснять необходимость помощи другим людям.
Способы проверки умений и навыков детей
Диагностическое обследование умений и навыков детей подготовительной группы по финансовой грамотности проводится два раза в год (октябрь и май) в форме итоговых занятий и индивидуальной беседы.
Методика проведения диагностического обследования и протоколы обследования предоставлены в приложении 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) - знание ребенком потребностей семьи;
- представления о труде родителей;
- представления об экономических понятиях;
- проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.
Поведенческо - деятельностный компонент (экономические умения) - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
- оценка проявления этих качеств у сверстников.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы к дополнительной образовательной программе «Экономишки».
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: выставки творческих работ; целевые прогулки в магазин; проведение открытых занятий для родителей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание Программы
1. «Заготовим фрукты на зиму».
Уточнить знания детей о том, как и где хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготавливают продукты на зиму; активизировать соответствующий словарь (названия ягод, фруктов, овощей и способов их заготовки впрок). Воспитывать желание вести домашнее хозяйство. Формировать у детей представления о том, что выгодно вырастить и сделать заготовки из овощей и фруктов самому, чем покупать это зимой по дорогой цене.
2. «Что и как ты сделал вчера дома?»
Привлечь детей к разговору на этическую тему. Приучать бережно относиться ко времени и экономить время, и силы близких им людей. Воспитывать желание выполнять работу добросовестно, а не кое-как.
3.«О царице Экономике и её помощниках».
Раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом. Дать детям представление, что помощники царицы должны работать хорошо, иначе беда – игрушки и конфеты, мебель не появятся в магазине, если люди не будут стараться хорошо работать. Развивать память детей, используя опорные сигналы.
4. «Как стать экономным?».
Познакомить детей с правилами экономии («Выключай свет, когда уходишь из комнаты»; «Закручивай туго кран, чтобы вода не капала»; «Бери книги чистыми руками, бережно перелистывай за верхний уголок», «Бережно относись к хлебу, не оставляй куски», «Не рисуй на стенах, столах; «Чисто мой руки, чтобы не оставалось пятен на полотенце»; «Не забывай вовремя чистить, сушить, чинить одежду и обувь»; «Береги время», «не выбрасывай старые вещи, а подумай и найди ей применение»). Воспитание рачительного хозяина, бережно относящегося ко всему, что создано трудом человека.
Наши семьи
1. Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.
Выделять в окружающем мире экономические характеристики.
Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.
2. а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор.
Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо».
Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека.
3. Откуда берутся товары и услуги.
Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг.
4. Что мы знаем о наших семьях?
Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.
II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.
1. Кому что нужно для работы.
Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника - оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал.
2. Труд, его виды. Профессии людей.
Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий.
Уточнить и расширить представления показать значимость профессий для общества.
3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд.
Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда.
4. Как сделать быстрее «Чего один не сделает– сделаем вместе».
Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий.
Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции, ее пользы для человека
III. Экономические явления : выставка – реклама - обмен
1. Встреча товаров у Гнома Эконома.
Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов.
2. Как Миша решил фабрику построить.
Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.
Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.
3. Кто чем занят на Мишиной фабрике?
Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по - разному.
4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись.
Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем
их нужно подсчитывать.
IV. Сбережения (накопления).
1. Домик – копилка.
Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.
2. «Как три поросенка хотели стать экономистами».
Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы.
3. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать
Миша – банкир Путешествие в сказку.
Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления»
Закрепить понятия накопление, выгода развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев.
V. Экономические явления : об мен - бартер-рынок.
1. На острове Заплуталия.
Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
2. Интересный обмен.
Раскрыть сущность операции натурального обмена.
3. Экономическая минутка.
Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен».
4. Рынок.
Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.
VI. Количество и качество результатов труда.
1. Мебельная мастерская.
Раскрыть детям значение качественной продукции, ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.
2. Фирма «Строитель».
Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям.
3. В кафе «Лакомка».
Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь.
4. «Королевство Мудрецов».
Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности.
VII. Валюта
1. Волшебное превращение денежки.
Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.
2. Путешествие рубля; Игра «Турагентство».
Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.
3. Игра «МУЗЕЙ средств».
Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.
4. а) Бартер. б) Путешествие товара в разные страны.
Расширить представление детей о взаимообмене товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми. Бартере, как операции.
VIII. 1. Хочу быть предприимчивым. Правила предпринимателя.
Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. Одним словом, быть предприимчивыми, инициативными, организованными.
2. Правила предпринимателя.
Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.
2.2. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Экономишки»
для детей 5-6 лет на 2024-2025 учебный год
№ п/п Тема Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. «Заготовим на зиму фрукты» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
2. «Что и как ты сделал вчера дома?» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
3. «О царице Экономике и ее помощниках» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
4. «Как стать экономным» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
5. Наши семьи
1. Экономика, как наука о домашнем хозяйстве. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
6. а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
7. «Откуда берутся товары и услуги» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
8. «Что мы знаем о наших семьях?» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
9. Орудия труда, материалы (ресурсы). «Экономия.
Кому что нужно для работы». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
10. «Труд, его виды. Профессии людей». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
11. «Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
12. Как сделать быстрее
«Чего один не сделает – сделаем вместе». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
13. Экономические явления : выставка – реклама – обмен. Встреча товаров у Гнома Эконома. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
14. «Как Миша решил фабрику построить». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
15. Кто чем занят на Мишиной фабрике? 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
16. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
17. Сбережения (накопления)
Домик – копилка. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
18. «Как три поросенка хотели стать экономистами». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
19. Что такое сберегательный
банк и что в нем нужно сберегать?
Миша – банкир. Путешествие в сказку. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
20. Экономические явления : обмен – бартер – рынок.
На острове Заплуталия. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
21. «Интересный обмен» 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
22. «Экономическая минутка». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
23. «Рынок». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
24. «Количество и качество результатов труда. Мебельная мастерская». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
25. Фирма «Строитель». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
26. В кафе «Лакомка». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
27. «Королевство Мудрецов». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
28. Валюта
1. Волшебное превращение денежки. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
29. Путешествие рубля; Игра «Турагентство». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
30. Игра "МУЗЕЙ средств". 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
31. Бартер. Путешествие товара в разные страны. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
32. Хочу быть предприимчивым. Правила предпринимателя. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
33. Правила предпринимателя. 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение. Текущий контроль
34. Диагностика 25 мин. 5 мин. 20 мин. Тестирование.
35. Диагностика 25 мин. 5 мин. 20 мин. Тестирование.
Всего 14 час. 35 мин. 2 час. 55 мин. 11 час. 40 мин.
2.3. Календарно-тематическое планирование.
Месяц № занятия Тема
Количество занятий Дата занятия по плану
Сентябрь 1
«Заготовим на зиму фрукты»
1 05.09.2024
2 «Что и как ты сделал вчера дома?» 1 12.09.2024
3 «О царице Экономике и ее помощниках» 1 19.09. 2024
4 «Как стать экономным» 1 26.09. 2024
Октябрь 1 Наши семьи
1. Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.
1 03.10. 2024
2 а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор. 1 10.10. 2024
3 «Откуда берутся товары и услуги» 1 17.10. 2024
4 «Что мы знаем о наших семьях?» 1 24.10. 2024
Ноябрь 1 II. Орудия труда, материалы (ресурсы). «Экономия.
Кому что нужно для работы». 1 07.11. 2024
2 «Труд, его виды. Профессии людей». 1 14.11. 2024
3 «Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд». 1 21.11. 2024
4 Как сделать быстрее
«Чего один не сделает – сделаем вместе». 1 28.11. 2024
Декабрь 1 Экономические явления : выставка – реклама – обмен. Встреча товаров у Гнома Эконома. 1 05.12. 2024
2 «Как Миша решил фабрику построить». 1 12.12. 2024
3 Кто чем занят на Мишиной фабрике? 1 19.12. 2024
4 Как на Мишиной фабрике деньги потерялись. 1 26.12. 2024
Январь 1
Сбережения (накопления)
1. Домик – копилка. 1 09.01.2024
2 «Как три поросенка хотели стать экономистами». 1 16.01.2024
3 Что такое сберегательный
банк и что в нем нужно сберегать?
Миша – банкир. Путешествие в сказку. 1 23.01.2024
Февраль 1 Экономические явления : обмен – бартер – рынок.
На острове Заплуталия. 1 30.01.2024
2 «Интересный обмен» 1 06.02.2024
3 «Экономическая минутка». 1 13.02.2024
4 «Рынок». 1 20.02.2024
Март 1 «Количество и качество результатов труда. Мебельная мастерская». 1 27.02.2024
2 Фирма «Строитель». 1 05.03.2024
3 В кафе «Лакомка». 1 12.03.2024
4 «Королевство Мудрецов». 1 19.03.2024
Апрель 1 Валюта
1. Волшебное превращение денежки. 1 26.03.2024
2 Путешествие рубля; Игра «Турагентство». 1 02.04.2024
3 Игра "МУЗЕЙ средств". 1 09.04.2024
4 Бартер. Путешествие товара в разные страны. 1 16.04.2024
Май 1
Хочу быть предприимчивым. Правила предпринимателя. 1
23.04.2024
2 Правила предпринимателя. 1 14.05.2024
3 Диагностика 2 21.05.2024
28.05.2024
Итого в год: 35
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарный учебный график
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность занятий: 1 раза в неделю.
Длительность занятий в старшей группе (5 – 6 лет) – 25 мин.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Год обучения Количество
занятий в неделю, продолжительность занятия Количество
занятий в год Общее число часов в год
1 1 (25 мин) 35 14 час. 35 мин.
Расписание занятий на 2024-2025 учебный год:
понедельник вторник среда четверг пятница
15.50-16.20
Общее количество обучающихся – 13 детей
3.2. Кадровые условия реализации Программы.
Реализацию дополнительной общеобразовательной программы осуществляет :
ФИО педагога Категория Образование Стаж работы
Скворцова Галина Сергеевна первая Высшее 34 года
3.3. Материально-техническое обеспечение.
Технические средства обучения
Наименование Количество
Телевизор 1
Ноутбук 1
Мебель
Шкаф 1
Стол детский 8
Стулья детские 15
• информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет-источники;
Медиатека.
• Сайты, на которых представлены электронные ресурсы, используемые в процессе обучения:
(единая цифровая коллекция электронных ресурсов).
3.4. Учебно-методические: (наглядные пособия, учебные средства)
Наглядно – иллюстративный материал
№ п/п Название Количество
1 Игрушки из разных видов материалов 1
2 Наглядно-дидактическое пособие «Профессии» 1
3 Наглядно-дидактическое пособие «Посуда» 1
4 Наглядно-дидактическое пособие «Одежда» 1
5
Наглядно-дидактическое пособие «Обувь» 1
6 Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты» 1
7
Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» 1
8 Наглядно-дидактическое пособие «Транспорт» 1
9 Наглядно-дидактическое пособие «Инструменты» 1
10 Лэпбук «Поговорим о деньгах» 1
11 Сюжетно-ролевая игра: «Почта», «Магазин», «Сбербанк», «Фрукты – овощи» 4
12 Настольные игры: «Профессии», «Ассоциации», «Монополия», «Кто кем работает», «Магазин игрушек», лото «Профессии» 6
13 Экономическая игра для дошкольников «Идем в Магазин за покупками» 1
14 Дидактические игры «Что продается в магазине», «Какой товар лишний», «Нужные – не нужные покупки», «Запланированные покупки», «Что откуда берется», «Что надо и что не надо», «Назови монету» 7