МААМ-картинки

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание:

1. Целевой раздел…. 4

1.1. Пояснительная записка…. 4

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы…6

1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия…. 7

1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 11

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…12

Публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Целевые ориентиры в речевом развитии. Старшая группа (с 5 до 6 лет….13

Целевые ориентиры в речевом развитии. Подготовительная группа (с 6 до 7 лет….…. 14

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР…15

2. Содержательный раздел…22

2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…22

2.2. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность в образовательной области «Речевое развитие»…23

Старшая группа (с 5 до 6 лет). 23

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…. 27

2.3. Тематическое планирование коррекционной-образовательной деятельности…. 31

Старшая группа (с 5 до 6 лет…31

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…32

2.4. Тематическое планирование просветительской работы с педагогами и родителями….…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет…33

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет…. 34

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет….35

Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет….36

2.5. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи….37

3. Организационный раздел…. 46

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности…. 46

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование….….48

Старшая группа (с 5 до 6 лет…49

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…54

3.4. Методический комплект к программе…. 58

3.5. Специальная и методическая литература….59

3.6. Специальное оборудование и дидактические пособия…. 65

Приложения….70

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда (далее «Программа») составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии; разработана на основе :

o Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2015

o Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Нищевой Н. В., - СПб, 2015

o Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб, 2014

o Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В., - М., 2009.

Программа обеспечивает образовательную деятельность в старшей и подготовительной группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с основной образовательной программой ДОО (Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»)

Программа содержит описание задач и содержание коррекционно-педагогической работы, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. В программу включены тематическое планирование работы, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе присутствует система педагогической диагностики индивидуального речевого развития детей с ОНР, схемы обследования.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пяти- или шестилетнего возраста с третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими игровыми упражнениями.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

1.2. Цели и задачи программы.

Педагогические принципы построения программы

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, начальными элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Рабочая программа Коррекционно — развивающих занятий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Учебно - тематический план (I год обучения) 8 Учебно - тематический план (II год обучения).

Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Рабочая программа по освоению детьми 4–5 лет адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Система занятий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III Цель формирующего эксперимента - разработка и апробация системы занятий по ручному труду для развития мелкой моторики руки у детей старшего.

Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 16:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД