МААМ-картинки

Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» обучающегося с умственной отсталостью

Надежда Лаврентьева
Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» обучающегося с умственной отсталостью

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала армии Черняховского И. Д.» г. Воронеж

Согласовано на

заседании ШМО

протокол №

Рассмотрено на заседании МС

протокол № Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

Приказ от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Речевая практика»

обучающегося с умственной отсталостью (глубокой степени; тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4)

1 класс

Составитель:

Публикация «Рабочая программа коррекционного курса „Речевая практика“ обучающегося с умственной отсталостью» размещена в разделах

учитель-логопед, учитель-дефектолог Лаврентьева Н. А.

Воронеж

Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4.) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, заключением территориальной ПМПК №3632-1313/6.4-2012-И от 23.12.2019г.

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией, а также соматическими расстройствами.

Дети, у которых наблюдаются тяжелые двигательные нарушения, работают совместно с педагогом, который водит их рукой.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).

Задачи:

- создавать условия для возникновения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- создавать у ребенка предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;

- развивать звуковую культуру речи;

- учить понимать и выполнять простейшие инструкции;

- развивать слуховое внимание и восприятие;

- развивать двигательную активность и мелкую моторику;

- развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция).

2. Общая характеристика коррекционного курса

Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела», «Части лица», «Домашние животные», «Дикие животные».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Человек», «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий социальный мир».

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики.

4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

5. Развитие элементарных произносительных навыков.

6. Развитие понимания обращённой речи.

7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

8. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающегося, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Общая характеристика речи, обучающихся с ОВЗ.

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом, по данным некоторых авторов, наблюдаются в 80% случаев заболевания.

При ДЦП происходит органическое нарушение речедвигательного анализатора, что приводит к нарушениям в артикуляции звуков, нарушениям в голосообразовании, дыхании, темпе и выразительности речи.

Нарушения речи при ДЦП включают в себя фонетико-фонематические нарушения. Выполнение любых движений, в том числе и речевых, вызывает у детей повышение тонуса мышц в артикуляционной мускулатуре и только усиливает проявления дизартрии. Для развития у детей речевого дыхания рекомендуется проводить различные упражнения на дутье.

При усвоении детьми лексической стороны родного языка выявляются некоторые трудности. Многие дети не знают значений тех или иных слов или заменяют значение одного слова на другое, которое может совпадать с ним по значению. Дети не понимают значений многозначных слов. Из-за недостаточности социальных контактов представления о предметах и явлениях окружающей среды у детей с ДЦП неполные, а иногда и неправильные. Для развития словаря необходимо проводить коррекционную работу по совершенствованию восприятия и каких-то представлений с их словесным обозначением и объяснением.

Используются игры и упражнения по описанию предметов и действий, загадыванию и отгадыванию загадок.

Усвоение грамматических форм и категорий языка проходит слабо и с нарушениями. Дети с детским церебральным параличом затрудняются при употреблении каких-либо грамматических форм и нередко нарушают всю структуру предложения. Это выражается в том, что дети могут пропускать второстепенные члены предложения, предлоги или нарушать порядок слов в предложениях.

Для того чтобы успешно корректировать и формировать грамматические навыки и умения, необходимо подходить к работе комплексно, т. е. учитывать и речевое, и интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом.

При ДЦП могут отмечаться нарушения письменной речи — дисграфии и дислексии. Дети с трудом узнают, запоминают буквы и цифры.

При наличии у детей с ДЦП множественных дефектов, в том числе двигательных, речевых, интеллектуальных и так далее, у них ослабляется желание к любому виду деятельности. При этом они нередко теряют интерес к учебе или игре, становятся безынициативными и неуверенными в себе. Поэтому важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. На занятиях необходимо добиваться того, чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение. Родителям и педагогам нужно чаще поощрять ребенка и таким образом развивать у него уверенность в своих силах. Необходимо также по мере возможности привлекать ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Всего в учебном плане отводится на обучение часа, 2 часа в неделю, учебных недель.

4. Описание ценностных ориентиров содержание коррекционного курса

Логопедическая работа основана на следующих принципах, определяющих построение, реализацию программы и организацию работы по ней :

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;

- принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения ребенка с учетом изменения в их личности;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

- принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В соответствии с требованиями для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты (возможные) :

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Предметные результаты (возможные) :

реагирование на обращенную речь и свое имя;

различение неречевых звуковых сигналов;

понимание и выполнение простейших одноступенчатых инструкций;

понимание вопросов «кто?», «что?», «где?»

пользование указательным жестом и жестом «дай»;

показ на себе глаза, руки, ноги;

правильная артикуляция гласные звуков А, О, У, И.

Логопедическая характеристика

Общее недоразвитие речи на фоне нарушения физических отклонений эхолалия.

Логопедическая характеристика:

-полиморфное нарушение произношения;

-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

-отсутствие фразовой речи;

-недостаточная сформированность понимания речи;

-мутизм. (Мутизм -отсутствие речи).

Заключение: Мутизм. Невербальными средствами коммуникации (жест, карточки и т. д.) не владеет. Понимание речи ситуативно, резко ограничено. Объем пассивного словаря крайне низкий. Письменная речь не сформирована.

6. Содержание коррекционного курса

Программа включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

Логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей психомоторного и речевого развития обучающегося, уточнение речевого диагноза.

Мониторинг динамики речевого развития обучающегося, его успешности в освоении АООП.

Анализ результатов обследования с целью проектирования и корректи-ровки логопедических мероприятий.

Индивидуально организованное обследование.

Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы).

Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.

Оформление документации (сводная таблица диагностики о речевом развитии).

Диагностика проводится 2 раза в год (по 2 недели в начале и в конце учебного года).

Планируемые результаты:

Получение объективных сведений о речевом развитии обучающегося.

Отслеживание изменений в состоянии речи обучающегося в течение учебного года.

Коррекционно-развивающая работа.

Разработка оптимальных для развития обучающихся индивидуальных логопедических занятий.

Организация и проведение индивидуальных логопедических занятий по развитию всех сторон речи.

Создание специальной речевой среды для стимулирования речевого развития.

Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающегося.

Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции речи обучающегося.

Направления программы и её характеристика

Направления коррекционно–развивающей логопедической работы :

1. Развитие слухового анализатора

развитие умения реагировать на звук и голос переменой в поведении;

расширение рамок слухового восприятия;

развитие слуховых функций, направленность слухового внимания, памяти;

формирование основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти;

формирование представления о схемах лица и тела;

развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

3. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

расширение рамок коммуникации с окружающими;

развитие невербальных компонентов коммуникации.

4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции;

развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях;

преодоление речевого негативизма, развитие речевого подражания;

формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги;

формирование речи как средства общения;

воспитание потребности в речевом общении.

5. Развитие чувства ритма.

формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

6. Развитие временных, пространственных отношений.

формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

формирование поисковой деятельности, расширить поле зрения;

формирование устойчивости, переключаемости, увеличение объема зрительного внимания и памяти;

формирование навыка анализа зрительного образа.

7. Развитие функций голоса и дыхания.

увеличение объема дыхания, нормализация его ритма;

развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации;

стимуляция мышц гортани;

активизация целенаправленного ротового выдоха;

формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Формы взаимодействия с учащимся:

Специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; наблюдения; совместные практические действия; методически продуманные поручения, задания и др.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п Наименование темы занятия Кол-во

часов Основные виды учебной деятельности

1-6 Логопедическое обследование 6 Проведение диагностического обследования состояния речи.

7-10 Лексическая тема:

«Звук А» 4 Развитие общей и мелкой моторики в рамках лексической темы.

11-14 Лексическая тема:

«Звук У» 4 Развитие мелкой моторики рук в рамках заданной лексической темы.

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Развитие слухового внимания.

15-18 Лексическая тема:

«Части тела» 4 Воспитание чувства ритма. Развитие общей и мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

Отработка навыков общения.

Развитие слухового внимания.

19-22 Лексическая тема:

«Звук О»

4 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь. Формирование понимания слов, обозначающих игрушки. Закрепление импрессивного словаря, активизировать в речи звукоподражания.

23-26 Лексическая тема:

«Части лица»

4 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие мелкой и общей моторики. Формировать навык фонематического восприятия, артикуляции и произношения звука «А». Развитие слухового внимания. Воспитание умения слушать обращенную речь, навыков культуры поведения. Обогащение импрессивной речи в рамках заданной темы. Формировать понимания употребления глагола «Идет»

27-30 Лексическая тема:

«Домашние животные»

4 Развитие артикуляторной моторики. Развитие слухового внимания, физиологического дыхания, просодических элементов, мелкой моторики, воспитывать умение слушать обращенную речь.

31-34 Лексическая тема:

«Дикие животные»

4 Развитие мелкой моторики в рамках заданной лексической темы. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

8. Описание материально-технического обеспечения

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, магнитофон.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционного курса «Речевая практика» обучающегося с умственной отсталостью
Опубликовано: 20 мая 2022 в 09:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД