Токбаева Дана Муаедовна
Рабочая программа коррекционной группы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа коррекционной группы детей с ОВЗ
Пояснительная записка
В настоящее время происходят кардинальные изменения всей системы образования, смысл которых в изменении целевых, содержательных и технологических аспектов образования, определяемых его гуманизацией.
Особая роль отводится дошкольному образованию как первоначальной основы для формирования личности, развития духовного и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Именно особенности воспитания и обучения в дошкольном возрасте определяют индивидуальную образовательную траекторию развития личности ребенка на следующей ступени образования.
Публикация «Рабочая программа коррекционной группы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольная ступень имеет свою специфику, самостоятельные цели и задачи, содержание, методы и средства, во многом обусловленные физиологическими, психологическими и физическими особенностями детей дошкольного возраста. Правовыми основами развития и функционирования начального образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании") и др.
Рабочая программа – это нормативный документ, внутренний стандарт группы, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.
Рабочая программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГОС, приказ № 665 от 01 января 2014 года) на основе основной образовательной программы дошкольного образования г. о Нальчик, а также на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, «Коррекционная программа логопедической работы» под редакцией Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, «Примерная адаптационная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР».
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании ценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. При разработке Рабочей программы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.
В основе разработанной Рабочей программы лежит принцип развивающего обучения, основанный на научном положении Л. С. Выготского «правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие»
Рабочая программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, возможность развития всесторонних способностей ребенка.
Цели Рабочей программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно – трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
• Креативность (творческая организация) воспитательно – образовательного процесса.
• Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
• Уважительное отношение к результатам детского творчества.
• Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом.
Содержание и структура рабочей программы.
Рабочая программа :
• Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и возможностями образовательных областей;
• Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
• Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Рабочая программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей». В разделе дана характеристика возрастных особенностей психического развития детей, задачи воспитания и обучения, общие принципы построения режима дня, создания предметно – развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно – образовательного процесса.
Содержание педагогической работы ведё тся по освоению детьми образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно – эстетическое развитие». Ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, тематическое планирование по разделам.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоенияпрограммы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения программы.
Признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, поэтому в рабочей программе «Работа с родителями» выделена в отдельный раздел.
Рабочая программа сопровождается перечнями литературных произведений, дидактических и подвижных игр.
Раздел «Организация жизни и воспитания детей»
Возрастные особенности психического развития детей
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не производят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Задачи воспитания и обучения
• Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие.
• Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
• Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
• На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представление о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.
• Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
• Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как кратной, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи.
• Развивать художественно- творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности.
• Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.
• Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
Организация жизни и воспитания детей
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
В режиме дня выделено специальное время для чтения детям.
Режим дня
Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.50
Игры 8.50-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.00-11.35
Возвращение с прогулки, игры 11.35-11.50
Подготовка к обеду, обед 11.50-12.30
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30-15.00
Постепенный подъем, игры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, самостоятельная деятельность детей, труд 15.40-16.20
Чтение художественной литературы 16.20-16.30
Ужин 16.30-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка 17.00-18.00
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой 18.20-19.00
В соответствии с режимом дня занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПЯТИДНЕВНУЮ НЕДЕЛЮ
Виды организованной деятельности Количество в неделю
Познавательное развитие:
• Предметный мир
• Мир природы
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (логопед)
Развитие элементарных математических представлений (сенсорные этолоны)
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование/ручной труд
Музыкальное
Физкультурное (ЛФК)
Бассейн
1 (чередуются)
4 (3+1)
1
1
1 (чередуются)
2
2
2
2
Общее количество занятий 16
Примечание:
В подготовительной группе проводится 16 занятий в неделю продолжительностью 30 минут каждое.
В логопедических группах «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой рекомендовано занятия проводить с 15 сентября (2 недели отводится для углубленной диагностики, сбора анамнеза) поэтому количество занятий в год может сокращаться.
В подготовительной логопедической группе занятия по развитию речи и обучению грамоте проводятся учителем – логопедом 4раз в неделю, из них 3 фронтальных занятия по развитию речи и 1 – по обучению грамоте.
Лепка, аппликация чередуются через неделю.
Конструирование и ручной труд также чередуются через неделю.
Одно из 3-х физкультурных занятий круглогодично проводится на свежем воздухе.
Раздел «Календарно – тематическое планирование»
Одной теме уделяется 1 неделя.
Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет осуществлять интеграцию разнообразного содержания и легко вводить национально – региональный компонент.
Образовательная область «Речевое развитие».
Календарно – тематическое планирование по развитию речи.
Месяц
Неделя
Название темы
Цель занятия
Лексико - грамматические игры и упражнения
сентябрь 1
_
ДИАГНОСТИКА
_
2
3 «Фрукты»
Расширять знания и представления детей о фруктах. Учить отвечать на вопросы простыми и распространенными предложениями. Закреплять навык словоизменения (единственное и множественное число существительных). Воспитывать уважение, интерес к труду садовников. «Один-много»
«Запомни и назови»
Загадки
«Назови ласково»
4 «Овощи» Расширять знания и представления детей об овощах. Упражнять в умении различать овощи по форме и цвету; на ощупь. Закреплять навык словоизменения (согласование прилагательных с существительными). Воспитывать интерес к растительному миру. «Волшебный мешочек»
«Назови правильно овощ»
«Приготовим салат»
«Угадай, что это?»
Загадки
«Назови ласково»
октябрь 5 «Человек. Строение человека» Закреплять и расширять представления детей о человеке и его частях тела. Развивать навык словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Учить детей понимать переносный смысл высказываний. Прививать навык аккуратности, чистоплотности, опрятности с помощью поэзии. «Назови и покажи»
«Ласково»
Объясни пословицы.
Стихотворение К. Чуковского
«Мойдодыр»
6 «Золотая осень» Активизировать словарь детей по теме «Осень». Закрепить навык словоизменения (согласование существительных с числительными). Воспитывать чувство прекрасного, учить детей воспринимать поэтическое описание осенней природы. «Собери разрезную картинку и назови, что получилось?»
Беседа о «Золотой осени»
Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»
Загадки
7 «Перелетные птицы» Закреплять и расширять представления детей о жизни перелетных птиц. Учить составлять небольшой рассказ по картине. Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову. Воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям. «Перелетные - неперелетные»
Стихотворение А. Прокофьева «Грачи»
Составление рассказа по картине.
«4-ый лишний»
8 «Деревья, кустарники» Актуализация словаря по теме «Деревья, кустарники». Закреплять знания о строении деревьев и кустарников, продолжать учить видеть и называть отличительные признаки деревьев и кустарников. Продолжать учить детей пересказу. «Что общего и чем отличаются?»
«С какой ветки детки?»
«4-ый лишний»
«Вопрос на засыпку»
9 «Части суток»
Активизировать словарь по теме. Познакомить детей с частями суток. Развивать логическое мышление.
Учить детей составлять небольшие рассказы.
«Что изменилось?», «4 лишний»,
«Называй, запоминай», Загадки.
ноябрь 10 «Игрушки». Знакомить детей с игрушками, материалами, из которых они сделаны. Закреплять навык словообразования (образование относительных прилагательных). Развивать логическое мышление. «Чья игрушка?»
«Подбирай, называй, запоминай»
«Жадина»
«Что изменилось?»
11 «Посуда» Знакомить детей с видами посуды, материалами, из которых она сделана. Закреплять навык словообразования (образование относительных прилагательных). Развивать логическое мышление. «Собери и назови» (разрезная картинка)
«Разбери посуду»
«Что из чего сделано?»
«Что лишнее?»
12 «Продукты питания» Закрепить знания детей о продуктах. Продолжать обучать диалогической форме общения. Закреплять навык словоизменения (согласование числительных с существительными). Прививать навык культурного поведения в общественных местах. «Посчитай от 1 до 5»
«Один - много»
37 «Школа. Школьные принадлежности» Уточнить знания детей о школе. Продолжать учить отвечать полным развернутым предложением. Развивать логическое мышление. Прививать уважение к труду учителя, воспитывать желание учиться в школе. «Помоги Незнайке собраться в школу»
«Буквы потерялись»
«Послушай и отгадай»
«4-й лишний»
38 - ДИАГНОСТИКА
-
39
- ДИАГНОСТИКА -