Ольга Безрукова
Рабочая программа кружка «Бумагопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружка «Бумагопластика»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Публикация «Рабочая программа кружка „Бумагопластика“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Чудеса из бумаги» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Бумагапластика» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения широко используются игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка :
1. формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
2. интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество.
3. разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
4. совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
1. активизация и индивидуализация обучения;
2. игры и игровые ситуации;
3. творческие работы и т. д.
Цель - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка :
Обучающие:
1. формировать умения следовать устным инструкциям;
2. обучать различным приемам работы с бумагой;
3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол.
4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
5. развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Методы, используемые на занятиях:
1. беседа, рассказ, сказка;
2. рассматривание иллюстраций;
3. показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети :
1. научаться различным приемам работы с бумагой;
2. научаться следовать устным инструкциям;
3. будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
5. разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
6. разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
7. познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
8. овладеют навыками культуры труда;
9. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка :
1. составление альбома лучших работ;
2. проведение выставок детских работ.
Содержание изучаемого материала
1. Знакомство с различными видами и свойствами бумаги - 4ч.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
«Волшебные свойства бумаги», «Объемные фигуры», «Нарядные открытки», «Вращающаяся елочка»
2. Знакомство с разными приемами работы с бумагой - 14ч.
Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация. Художественное вырезание.
Мозаика из бумаги.
«Фантазии с листом», «Вазон с цветам», «Осенние листья», «Сказка», «Озеро», «Снежинки», «Овечки на лугу», «Коврик», «Рябина», «Ветка вяза», «Бумажный бант», «Шкатулка», «Цыплята», «Гусеница»,
3. Техника изготовления цветов - 5ч.
«Сирень», «Гвоздики», «Кала», «Одуванчики», «Комнатные растения» .
4. Техника изготовления игрушек - 4ч.
История возникновения технологии оригами. Изготовление плоских фигурок в технике оригами.
«Снеговик-артист», «Герои сказок», «Игрушка-коробочка», «Кошки, мышки».
5. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых и коллективных). - 9ч. Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.
«Клематисы», «Ветка вяза», «Снеговики», «Мышиный пир», «Матрешка», «Божья коровка», «Пчелка на сотах», «Весенний букет».
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)
Программа кружка рассчитана на 1 год с детьми старшей группы. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут. Всего в год 72 занятия в год.