Рабочая программа кружка «Ловкие ладошки»

Лидия Шадрина
Рабочая программа кружка «Ловкие ладошки»

ПРОГРАММА

Педагога дополнительного образования Федоровой Л. Н.

Кружка по творческому развитию детей с 5 до 7 лет

«ЛОВКИЕ ЛАДОШКИ»

на 2020 –2021 учебный год

Все дети любят рисовать. Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тонко связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает! Ведь главное условие творчества – свобода. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, аппликация, оригами, конструирование - одно из полезнейших занятий для детей. Вместе с тем известно, что занятия по изобразительной лепке способны развивать познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе). Лепка позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку уже в раннем возрасте создавать настоящие шедевры. Работа с пластилином позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах. В работес детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Программа составлена на основе типовой программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Программа «Ловкие ладошки» направлена на развитие у детей любознательности, воображения, зрительной памяти, эмоции, умении и навыков.

Практическая значимость

Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, знакомятся с формой, чувствуют форму, развивают руку, пальчики.

Новизна дополнительной образовательной программы рассчитана для обучения детей с более раннего возраста, дети имеют возможность в течение двух лет заниматься изобразительной деятельностью. Освоение служит целостному развитию ребенка,стимулирует различные сферы психики: эмоционально-волевую, сенсорную, интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Занятия лепкой - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.

Цель: развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие способности детей, воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность.

Задачи:

1.Обучающие:

- Сформировать умения находить логическое объяснение всему, что получается в процессе творческой деятельности.

- Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике.

-Сформировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке;

-Обучить ребенка основам изобразительной лепки из пластилина.

2.Развивающие:

- Развивать любознательность и наблюдательность.

- Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).

-развивать эмоциональную сферу ребенка;

-развивать наглядно – образное мышление, репродуктивное воображение;

- развивать мотивации к творческому поиску

3.Воспитательные:

-Прививать детям некоторые педагогические навыки: самоконтроль, терпение, аккуратность.

- Сформировать чувство ответственности за свои поступки;

-Оказывать помощь семье в воспитании и обучении детей в домашних условиях.

-Прививать аккуратность и дисциплинированность;

-Прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей;

-Воспитывать уверенность в собственных силах.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу учебного года у детей должны быть сформированы:

- основы художественной культуры;

-закладываются умения и навыки лепки пластилином;

-освоят обобщенные способы, приемы лепки;

-совершенствуется эмоционально- образное восприятие своей поделки;

- активизируется социальная позиция детей в коллективе;

- подготовится рука к письму.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования многих качеств личности, таких как активность, трудолюбие, аккуратность. Современная педагогика дошкольного обучения нацелена на всестороннее развитие детей, их способностей. Многие ученые указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Задания должны приносить ребенку радость, интерес к работе и пользу. Существует много упражнений, заданий, игр и т. д. для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Одно из таких эффективных способов развития моторики это разминание пальцами пластилина и глины, т. е. – лепка. Это одно из занятий, которое приносит ребенку радость, успешность, лепкой дети занимаются с раннего возраста. Зимой лепят из снега, летом из песка, дома из теста, глины. Можно лепить из воска, гипса, соленого теста, бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом является пластилин. Детям знаком этот материал, а значит, работая с ним, дети заведомо будут успешны, занятия интересны. Кропотливый труд по развитию мелкой моторики и координации движений можно превратить в забавную игру и даже сказку. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Срок реализации программы составляет 2года.

Программа предназначена для детей с 5 до 6 лет. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Принцип организации занятий – групповые,занятия строятся по принципу: «от простого к сложному», принцип тематических циклов и индивидуального подхода.

Основная форма занятия - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

- Начало занятия – приветствие, выполнения кинезиологических (пальчиковых) упражнений, дыхательных упражнений, танцевальных па, скороговорок, крылатых слов и пословиц, загадываются загадки, читаются стихи, проводится беседа.

- Сюрпризный момент – встречаем друга Мишку –косолапого, непослушного тигра Вову в зависимости от темы задания;

- Рассказ сопровождается показом наглядного пособия, дети рассматривают форму, замечают какой она формы, цвета, фактуры.

- показ детям образцов, панно, поделок, композиции, их анализ.

-самостоятельная работа;

- мини рабочая выставка -просмотр поделок.

- уборка рабочего стола, стула, инструментов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа 1год обучения

Содержание занятий

Тема 1. Вводная беседа.

Задачи: знакомство с предметом, с оборудованием и материалами, дать первоначальное понятие о композиции.

Тема 2. Композиция на свободную тему.

Задачи: выявление наклонностей детей и уровня их подготовки.

Материалы: пластилин.

Тема 3. Чудо-дерево.

Задачи: развитие у детей интереса к предмету, развитие навыков коллективной работы, развитие мелкой моторики рук.

Задание: украшение ветки цветами из пластилина.

Материалы: пластилин, бисер для украшения.

Тема 4. Черепашка.

Задачи: развитие образного мышления и фантазии, развитие мелкой моторики рук, воспитание аккуратности в работе.

Задание: выполнение фигурки черепашки из ракушки и пластилина.

Материалы: пластилин, ракушки.

Тема 5. Мои любимые фрукты.

Задачи : развитие мелкой моторики пальцев рук, приобретение навыков работы.

Задание: выполнение картинки на картоне путем размазывания пальцами.

Материалы: пластилин, картон, карандаш.

Тема 6. Улитка.

Задачи: развитие образного мышления, знакомство с приемами работы.

Задание: выполнение фигурки улитки из валика переменной толщины.

Материалы: пластилин.

Тема 7. Мышка.

Задачи: освоение приемов лепки из целого куска, приобретение навыков работы со скульптурными инструментами.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 8. Поросенок.

Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 9. Лягушонок.

Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа, развитие фантазии.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 10. Черепаха.

Задачи: закрепление приемов лепки, знакомство с видами декора.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 11. Петушок.

Задачи: закрепление приемов лепки, применение декора, учить подбирать гармоничные цвета.

Материалы: пластилин, стеки, бисер для украшения.

Тема 12. Дерево.

Задачи: знакомство с рельефом, создать декоративное изображение из жгутиков.

Материалы: пластилин.

Тема 13. Декоративная пластина.

Задачи: учить раскатывать пластину и придавать ей форму геометрической фигуры, закрепление понятия об орнаменте, знакомство с новым пластическим материалом.

Задание: лепка пластины, орнаментальная роспись гуашью.

Материалы: глина или керампласт.

Тема 14. Русский пряник.

Задачи: закрепление понятия о декоративном рельефе, переработка природных форм, знакомство с народными традициями.

Материалы: глина.

Тема 15. Декоративный сосуд.

Задачи: познакомить с произведениями гончарных народных промыслов, закрепление приемов лепки.

Задание: выполнить сосуд из жгутов.

Материалы: пластилин.

Тема 16. Игрушка.

Задачи: познакомить с народной глиняной игрушкой, показать последовательность работы.

Задание: выполнить фигурку птички (сорока).

Материалы: пластилин или глина.

Тема 17. Стилизованная фигурка человека.

Задачи: знакомство с пропорциями фигуры человека, развитие образного мышления, добиваться завершенности проработки форм.

Материалы: пластилин или керампласт.

Тема 18. Композиция «Цирк».

Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, зрительной памяти, умения выражать эмоциональное состояние в композиции.

Задание: выполнение цветного рельефа.

Материалы: пластилин.

Тема 19. Композиция «Сказка».

Задачи: выявление связи фигур, развитие умения передавать характеры персонажей, добиваться завершенности.

Материалы: пластилин.

Тема 20. Наброски птицы с натуры.

Задачи: развитие у учащихся наблюдательности, способности передавать характер натуры, ее пропорции.

Материалы: скульптурный пластилин.

Тема 21. Дымковская птица.

Задачи: закрепление полученных ранее знаний и умений, понятие о стиле.

Задание: выполнение индюка.

Материалы: пластилин.

Тема 22. Подготовка к выставке.

Задачи: знакомство с правилами экспозиции.

Ожидаемый результат.

1 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

- правила техники безопасности;

- требования к организации рабочего места;

-инструменты и приспособления;

-свойства пластилина и способы работы с ним.

Уметь:

-правильно обращаться с инструментами и приспособлениями;

-создавать объемные и плоские модели;

-вносить изменения в конструкцию модели;

-выполнять работу самостоятельно;

-грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

По окончании курса у ребенка должен быть сформирован интерес к обучению.

Старшая группа 2 год обучения.

Содержание занятий

Тема 1. Вводное занятие.

Задачи: повторение знаний, полученных ранее.

Задание: композиция на свободную тему.

Материалы: пластилин.

Тема 2. Скульптура из фольги.

Задачи: приобретение навыков создания объемных предметов из плоского листа.

Материалы: фольга.

Тема 3. Животное.

Задачи: закрепление приемов лепки из куска и работы со стеками, создать образ, сохранив форму шара.

Материалы: пластилин или глина.

Тема 4. Пенек. Рельеф.

Задачи: попытаться передать в рельефе плановость, закрепление приемов работы со стеками.

Материалы: пластилин.

Тема 5. Сказочное дерево. Рельеф.

Задачи: применение различного декора, развитие умения гармонично подбирать цвета.

Материалы: глина, гуашь.

Тема 6. Рыбка. Рельеф.

Задачи: применение различного декора, развитие фантазии, воспитание аккуратности.

Материалы: глина или керампласт.

Тема 7. Котик.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков.

Задание: лепка объемной фигурки котика в корзинке.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 8. Хитрая лиса.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 9. Трусливый заяц.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 10. Задиристые бычки.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния, изучение различных способов лепки.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 11. Овечка и баранчик.

Задачи: развитие образного мышления.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 12. Корзинка с фруктами.

Задачи: развитие наблюдательности и зрительной памяти, закрепление полученных ранее знаний.

Задание: выполнить рельеф по наблюдениям с натуры.

Материалы: пластилин.

Тема 13. Сказочный персонаж.

Задачи: развитие образного мышления, способности передать характер сказочного героя пластическими средствами.

Задание: выполнить объемную фигурку.

Материалы: пластилин.

Тема 14. Изразец.

Задачи: вписать орнаментальный мотив в квадрат, закрепить технические приемы лепки рельефа и росписи.

Задание: выполнить орнамент из сочетания растительных и животных форм.

Материалы: глина.

Тема 15. Сувенир.

Задачи: закрепление полученных ранее знаний о декоративности и приемах стилизации.

Задание: изготовление небольших стилизованных фигурок людей или животных.

Материалы: пластика.

Тема 16. Рельеф на тему «Город».

Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение масс, выделение главного.

Материалы: керампласт.

Тема 17. Наброски фигуры человека.

Задачи: дать понятие о пропорциях человеческой фигуры, закрепить понятие кругового обзора.

Задание: выполнить 3-4 наброска.

Материалы: пластилин.

Тема 18. Праздничный венок.

Задачи: переработка природных форм, закрепление знаний о стилизации.

Задание: выполнить декоративную композицию с росписью.

Материалы: керампласт, гуашь, кисти.

Тема 19. Человек и животное.

Задачи: передача взаимосвязи персонажей пластическими средствами, передача пропорций человеческой фигуры.

Материалы: скульптурный пластилин.

Тема 20. Птичий двор. Коллективная работа.

Задачи: передача взаимосвязи персонажей, развитие навыков коллективной работы.

Задание: выполнение фигурок птиц и людей и объединение их в единую композицию.

Материалы: пластилин.

Тема 21. Итоговая работа.

Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков.

Задание: выполнить композицию на свободную тему.

Материалы: пластилин.

Ожидаемый результат.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

-рельефный, модульный, конструктивный, скульптурный и комбинированный способ лепки;

- приемы лепки;

- способы оформления;

- сравнивать, различать и называть предметы по цвету, форме, величине;

-понятие пропорции;

- технику безопасности работы со стекой;

Уметь:

-самостоятельно лепить;

- различать и называть цвета пластилина и использовать несколько цветов пластилина в работе.

- создавать игрушки, сувениры по образцу, аккуратно выполнять работу, работать с разными материалами;

- лепить фигуру человека, животного, птицы;

- использовать новые приемы лепки.

-участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

-дополнять образ различными дополнительными деталями.

-самостоятельно решать творческие задачи.

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Ловкие ладошки»
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 04:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто как разговаривает» Программное содержание: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в...
Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста «Бычок — символ 2021 года»
Мастер - класс для детей младшего дошкольного возраста " Бычок - символ 2021 года " Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички ! Вот и...