Папки-передвижки

Рабочая программа кружка «Маленькие Галилео»

Караваева Татьяна Асламбековна
Рабочая программа кружка «Маленькие Галилео»

Рабочая программа

Кружка «Маленькие Галилео»

на 2019 – 2020год

Разработчик :

Караваева Татьяна Асламбековна, воспитатель

Содержание

1 Целевой раздел 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.1.1 Цели и задачи реализации программы 3

1.1.2 Планируемые результаты освоения воспитанниками программы 3

1.1.3 Система оценки результатов освоения программы 4

2 Содержательный раздел 5

2.1 Примерное комплексно – тематическое планирование 5

Публикация «Рабочая программа кружка „Маленькие Галилео“» размещена в разделах

2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 10

3 Организационный раздел 10

3.1 Материально – техническое обеспечение программы 10

3.2 График работы 11

3.3 Методическое обеспечение программы 11

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

• обогащение представлений об окружающем мире,

• развитие познавательной инициативы (любознательности,

освоение культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей

1.1.1 Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи программы

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

1.1.2 Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

• быстрое включение в активный познавательный процесс;

• самостоятельное пользование материалом;

• остановка цели и нахождение путей ее достижения;

• самостоятельность при поиске открытий;

• проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

• растойчивость в отстаивании своего мнения;

• расширение кругозора детей;

• развитие критического мышления и речи;

• развитость мускулатура пальцев;

• проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

• самостоятельно ставит проблему;

• выдвигает гипотезы, предположения;

• самостоятельно планирует деятельность;

• выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

• доводит дело до конца;

• ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

1.1.3 Система оценки результатов освоения программы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности;

• проектной деятельности;

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагогом создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка исходя из следующих параметров:

-Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

- Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

-Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

-Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

-Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

2. Содержательный раздел

Месяц Тема Задачи исследовательской деятельности Содержание

Сентябрь 1. Воздух. Некоторые свойства воздуха.

2. Живой – кусочек.

3. Вода. Свойства воды.

4. Может ли растение дышать. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа : беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности. Наблюдение проводится ежедневно в течение недели.

Октябрь 1. На свету и в темноте.

2. Песок, его свойства. Песочные часы.

3. Почва. Свойства почвы.

4. Зеленые фигурки Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растения.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке.

Результаты эксперимента зарисовываются через 7-10 дней.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

Ноябрь 1. Магнит и его свойства.

2. Земля на глобусе.

3. магнитные свойства Земли. Компас.

4. Портрет Земли – карта. Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Декабрь 1. Термометр и температура.

2. Плавучесть предметов.

3. Выявление механизма образования облаков.

4. Выявление механизма образования инея. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Поговорить о том когда бывает жарко, тепло, холодно. Температура тела измеряется в помещении и на улице.

.Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Январь 1. Почему идет снег.

2. Почему не тонут корабли.

3. В погоне за светом.

4. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Подвести детей к выводу почему не тонут корабли.

Установить как растение ищет свет.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Наблюдение за падающим снегом. Дать характеристику состоянию снега (мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.). Отгадывание загадок о снежинках.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Беседа: «Что необходимо для роста растений».

Февраль 1. Дышат ли рыбы.

2. Ветер в комнате.

3. Вертушка для ветра.

4. Уличные тени. Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечеров от света фонарей.

1. Вершки – корешки.

2. Плавление парафина.

3. Из каких цветов состоит солнечный луч.

4. Свет. Прямолинейность его распространения. Образование тени Выяснить, что раньше появляется из семени.

Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспери ментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

Рассматривание схемы строения растения. Наблюдение прово дится ежедневно, в течение 10 –12 дней

Загадки о свече, чтение А. Тувим «Что стряслось у тети Вали?» .Выяснить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке предложить детям

Март. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. положить властелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет 9превращение вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных лучей).

На улице проводится игра с «солнечными зайчиками». Эксперимент проводиться в солнечный день.

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Апрель 1. От чего происходит смена дня и ночи.

2. Темный космос.

3. Виды электричества.

4. Проводники и диэлектрики Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безо пасности при взаимо действии с электричеством. Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики, познакомить детей с устройством неко торых электрических приборов (фен, настольная лампа, совершенствовать опыт безопасного использо- Д/И «День и ночь»

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

вания электрических приборов.

Май 1. Источник звука и его распространение. Способы восприятия звуков человеком и животных.

2. Спичечный телефон.

3. Равновесие. Простые механизмы.

4. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе). .познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории; совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком. Предварительная беседа: «Ухо –орган слуха». Прослушивание в грамзаписи «Театральные шумы»

Рассматривание телефонного аппарата. Предварительная беседа о том как осуществляется телефонная связь (см. «детская энциклопедия»)

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц Работа с родителями

Сентябрь Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. Родительские собрание: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребнка»

Октябрь Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно- экспериментальной активности детей». Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Ноябрь Буклеты «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?», «Игра или экспериментирование», «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Декабрь - Январь Фотовыставка «Мы экспериментируем» Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна».

Февраль Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии интереса ребнка к экспериментальной деятельности», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Март Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Апрель Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

Май Организация сотрудничества с родителями «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.

3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;

природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;

утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;

• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы для проведения эксперимента;

• индивидуальные дневники экспериментов;

• правила работы с материалом;

• индивидуальные дневники.

3.2 График работы.

Кружок ведется один раз в неделю, (по четвергам в 15ч. 15 м.)

3.3 Методическое обеспечение программы.

1. Веракса Н. Е., ВераксаА. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

3. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

4. Киселева Л. С., ДанилинаТ. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. :АРКТИ, 2006г.

5. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.

6. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3

7. Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание 2006/8

8. Куликовская И. Э., Чумичева Р. М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие. – М. :Педагогическое общество России, 2004.

9. Любина Г. А. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду 2004/1.

10. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.

11. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание 2005/12.

12. Шемаханова О. А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром// Дошкольная педагогика 2008/4.

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Маленькие Галилео»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 08:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД