Олеся Делиу
Рабочая программа кружка по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.
Публикация «Рабочая программа кружка по лепке» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста с 4 лет. Курс обучения планируется на 3 года, включая в себя теорию и практику.
Целеполагание.
Цель программы :
формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Задачи программы :
•Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;
•Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;
•Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;
•Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности.
Задачи обучения.
Образовательная:
научить особенностям работы с глиной
дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа
научить применять способы объемной лепки из глины
знакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины
Развивающая:
развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию
развивать творческие способности и задатки
развивать умение наблюдать, выделять главное
Воспитательная:
воспитывать художественный вкус, интерес и уважение к традиционной культуре.
Принципы построения работы :
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Продолжительность занятий кружка рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:
4-5 лет – 20 минут
5-7 лет – 30 минут
Форма проведения:
Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
Продуктивная деятельность - лепка из глины; роспись готовых глиняных игрушек;
Индивидуальная работа;
Знакомство с русским прикладным искусством;
Самостоятельная лепка детей по замыслу;
Методические приё мы:
Наглядный, словесный, практический;
Экспериментирование;
Чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность.
Планируемые результаты реализации программы у детей.
Дети знают свойства глины ;
Умеют аккуратно лепить, используя различные приёмы лепки;
Могут передавать образ предметов, игрушек;
Раскрашивают вылепленные изделия в соответствии с традициями росписи народной глиняной игрушки;
Имеют представление о народной глиняной игрушке, характерных приёмах лепки, росписи, символике традиционного орнамента.
Взаимодействие с семьёй.
Знакомство с рабочей программой кружка;
Проведение мастер-классов по лепке из глины для родителей;
Консультации для родителей;
Организация совместного досуга.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный инструмент).
2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей).
3. Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1. Глина, гуашь, краски, кисти.
2. Стеки.
3. Досточки.
4. Клей ПВА.
Планирование.
Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в средней группе.
Дата проведения Тема, содержание работы Задачи
Октябрь, 1 неделя. «Волшебная глина».
Знакомство с материалом, его свойствами, особенностями работы над изделием. Демонстрация готовых изделий. Познакомить детей с глиной, её свойствами;
Уточнить отличия от работы с пластилином;
Познакомить с основными этапами работы над глиняной игрушкой.
Октябрь, 2 неделя. «Колобок на пенёчке». Знакомство с оборудованием (стеки, доски для лепки, влажные тряпочки, стаканчики с водой). Лепка колобка из глины. Учить скатывать шар из глины, использовать приём сплющивания («пенёк»);
Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, корректировать форму с помощью стеки).
Октябрь, 3 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать объёмные фигуры, не оставляя незакрашенных участков;
Учить использовать различные приёмы работы с кистью ;
Учить поэтапно наносить слои краски.
Октябрь, 4 неделя. Дымковская игрушка. Знакомство с характерными особенностями дымковской игрушки. Формировать у детей простейшие представления о традиционной народной глиняной игрушке;
Познакомить с основными принципами и элементами росписи (симметрия, повторяемость элементов узора, использование типичных элементов: круг, точка, прямая и волнистая линия, клетка и др.)
Ноябрь, 1 неделя «Уточка». Лепка из глины. Учить лепить уточку из целого куска глины путём оттягивания частей;
Продолжать учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины, использовать стеку для нанесения насечек, узоров).
Ноябрь, 2неделя Раскрашивание готовых изделий. Совершенствовать умение раскрашивать объёмные фигуры;
Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон);
Учить использовать основные элементы росписи для создания своего индивидуального рисунка).
Ноябрь, 3 неделя «Колокольчик». Лепка из глины. Учить лепить колокольчик из целого куска глины, используя приём вдавливания (полая форма);
Приучать соблюдать равномерную толщину стенок готового изделия;
Учить соединять детали изделия, используя приём «примазывания».
Ноябрь, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Продолжать учить раскрашивать объёмные фигуры;
Развивать чувство ритма (одинаковое расстояние между элементами узора);
Показать приёмы работы кистью для получения линий разной толщины (кончиком кисти, всем ворсом).
Декабрь, 1 неделя «Рыбка». Лепка из глины. Учить лепить рыбку из целого куска глины путём вытягивания частей (хвостик, плавничок, ротик);
Продолжать учить использовать стеку для нанесения дополнительных узоров на готовом изделии.
Декабрь, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Закреплять представления об основных элементах дымковской росписи;
Приучать самостоятельно отбирать элементы узора для создания индивидуального рисунка.
Декабрь, 3 неделя «Печенье». Лепка из глины. Учить лепить «печенье» путём сплющивания объёмного куска глины и удаления лишней глины с помощью стеки для получения квадрата или прямоугольника;
Развивать чувство формы, пропорциональности;
Приучать работать самостоятельно, совершенствовать готовое изделие.
Декабрь, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Познакомить с различными вариантами расположения элементов узора («от центра», по всему полю);
Закреплять представления о характерных элементах дымковской росписи.
Январь, 1 неделя Искусство мастеров гжели. Рассматривание готовых изделий. Познакомить детей с гжелью как с одним из самых известных народных промыслов;
Формировать элементарные представления о традициях гжели (изготовление, характерные цвета и оттенки, узоры);
Воспитывать умение видеть красоту, изящество в изделиях народных мастеров.
Январь, 2 неделя «Мисочка». Лепка из глины. Учить лепить мисочку простым способом, используя приём вдавливания;
Формировать у детей элементарные представления об истории возникновения посуды из глины, достоинствах глиняной посуды;
Приучать соблюдать равномерную толщину стенок при лепке полой формы.
Январь, 3 неделя Раскрашивание готовых изделий Учить раскрашивать готовое изделие «под гжель», используя характерные цвета и оттенки;
Учить смешивать цвета для получения нужных оттенков, оптимально сочетать полученные цвета и оттенки для создания яркого, красочного рисунка;
Учить рисовать цветок в стиле мастеров гжели на основе круга.
Февраль, 1 неделя «Вазочка для мамы». Лепка из глины. Учить лепить вазочку путём накладывания жгутиков глины и последующего сглаживания мест стыка;
Учить соблюдать равномерную толщину стенок всего изделия;
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Февраль, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;
Воспитывать эстетический вкус, приучать избегать обилия деталей при росписи.
Февраль, 3 неделя «Кулон для мамы». Лепка из глины. Учить детей лепить кулон овальной формы путём сплющивания овоидной формы;
Учить использовать налепы как прием украшения;
Вызвать желание доставить радость мамам своим подарком.
Февраль, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;
Продолжать учить приёмам работы с кистью;
Показать возможности градации оттенков от светлых к тёмным и наоборот.
Март, 1 неделя «Изразец». Лепка из глины. Познакомить детей с понятием «изразец»;
Учить лепить изразец квадратной или прямоугольной формы;
Продолжать учить использовать приёмы украшения готового изделия - налепы и насечки.
Март, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, обыгрывая налепы, насечки на готовом изделии;
Учить самостоятельно подбирать и смешивать цвета для получения нужных оттенков (гжельская роспись);
Развивать эстетический вкус.
Март, 3 неделя «Снегурочка». Лепка из глины. Учить лепить фигурку снегурочки на основе полого конуса;
Вызвать желание создать образ по мотивам известного литературного произведения (сказка «Снегурочка»);
Показать варианты соединения деталей.
Март, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать фигурку снегурочки, используя кисточки разных размеров;
Побуждать самостоятельно отбирать известные элементы узоров для украшения шубки снегурочки;
Приучать поэтапно накладывать слои краски (фон, элементы узора).
Апрель, 1 неделя Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка из глины «Петушок». Познакомить с филимоновской игрушкой, уточнить характерные особенности филимоновской росписи (основные цвета и основные элементы росписи, особенности при лепке фигурок- вытянутые шеи у людей, животных);
Учить лепить петушка из целого куска глины путём вытягивания частей.
Апрель, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам филимоновской росписи. Учить раскрашивать петушка в традициях филимоновской росписи;
Развивать чувство цвета, ритма.
Апрель, 3 неделя «Пасхальное яйцо». Лепка из глины. Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи;
Закреплять умение лепить овоид из целого куска глины;
Продолжать учить добиваться ровной, гладкой поверхности готового изделия.
Апрель, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний;
Развивать творчество, фантазию, воображение.
Май, 1 неделя «Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу. Учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей);
Вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений.
Май, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий;
Развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в старшей группе.
№ Содержание Задачи
Сентябрь 1-2 неделя Лепка и роспись дымковской уточки -учить лепить дымковскую уточку, использовать различные приёмы декорирования глиняной игрушки (налепы, насечки, проколы)
-учить расписывать уточку в дымковском стиле, подбирать традиционный орнамент и цветовую гамму
Сентябрь
3-4 неделя Лепка и роспись дымковской коровки по мотивам дымковской игрушки -учить лепить дымковскую коровку;
-закреплять общие приёмы лепки фигурок животных, характерные для дымковской игрушки; продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре
Октябрь 5-6 неделя Лепка и роспись барана по мотивам дымковской игрушки -учить лепить фигуры животных в народном стиле
-продолжать знакомить детей с традиционными узорами дымковской росписи
-продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре
Октябрь 7-8 неделя Панно из глины «Сказочный город» по мотивам дымковской росписи -познакомить детей с понятием «панно»
-учить работать в технике барельефной лепки, использовать различные приёмы (налепы, насечки)
-знакомить детей с некоторыми архитектурными терминами (башенка, купол, колонна, арка, шпиль, терем и др.)
-способствовать развитию чувства цвета, формы, учить избегать избыточности деталей в росписи, добиваться гармоничности цветовых сочетаний
Ноябрь 9-10 неделя Лепка фигурки барышни по мотивам филимоновской росписи -формировать представление о характерных особенностях филимоновских женских фигурок из глины (в сравнении с дымковской традицией)
-учить лепить и расписывать фигурку барышни в традициях филимоновской глиняной свистульки
-формировать представление об особенностях филимоновской росписи по глине (основные цвета, узоры)
Ноябрь 11-12 неделя Лепка и роспись филимоновской коровы -формировать представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке
-учить детей сопоставлять реальный образ животного с его художественным воплощением (условность фигуры в народной традиции)
-закреплять умение расписывать игрушку в традициях филимоновской росписи
Декабрь 13-14 неделя Лепка и роспись по мотивам филимоновской игрушки «Лиса с курицей» -закреплять представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке (вытянутые шеи фигурок)
-учить лепить и расписывать фигурку лисы в традициях филимоновской росписи
-развивать чувство ритма (чередование цветовых полос в росписи)
Декабрь 15-16 неделя Панно по мотивам филимоновской росписи -продолжать знакомство с понятием «панно»
-учить оформлять панно в форме круга и расписывать готовую форму в традициях филимоновской росписи (основные цвета, характерные узоры)
-продолжать формировать представление о символическом значении элементов росписи в народной культуре
Январь 17-18 неделя Лепка и роспись рыбки по мотивам гжели -познакомить детей с понятием «керамика»
-познакомить детей с процессом изготовления изделий гжельской керамики (отличия от изготовления глиняных игрушек в дымковской и филимоновской традиции)
-познакомить детей с отличительными особенностями гжели (основные цвета, растительные узоры как основной элемент росписи)
-учить лепить и расписывать рыбку по мотивам гжельской керамики
Январь 19-20 неделя Лепка и роспись матрёшки по мотивам гжельской росписи -познакомить детей с историей происхождения матрёшки
-учить сочетать различные стили, техники для получения нового образа (гжель+матрёшка)
-учить лепить фигуру матрёшки из целого куска глины
-учить расписывать матрёшку по мотивам гжельской керамики
-развивать чувство симметрии (симметрия фигурки)
Февраль 21-22 неделя Лепка и роспись «Чайная пара» по мотивам гжельской росписи -учить лепить чашку и блюдце из глины;
-развивать чувство формы, симметрии, пропорции;
-закреплять умение рисовать узоры по мотивам гжельской росписи
Февраль 23-24 неделя Лепка и роспись кувшинчика по мотивам гжели -учить лепить кувшинчик путём соединения частей (дно, бока, горловина, ручка по желанию)
-развивать чувство симметрии
- учить рисовать цветы в традициях гжельской росписи (пошагово)
-познакомить детей с полезными свойствами керамики (о посуде)
Март 25-26 неделя Лепка «Конфетница» по мотивам гжельской росписи -учить лепить конфетницу, совершенствовать приёмы лепки (сплющивание, оттягивание, заглаживание и др.);
-развивать художественный вкус (учить избегать перенасыщенности узора деталями, добиваться гармоничности цветовых сочетаний)
Март
27-28 неделя Лепка и роспись фигурки медведя по мотивам каргопольской глиняной игрушки -познакомить детей с традициями каргопольской глиняной игрушки;
-выявить отличительные особенности каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской;
-учить лепить и раписывать медведя по мотивам каргопольской игрушки
Апрель 29-30 неделя Лепка «Коза в юбке» по мотивам каргопольской народной игрушки -учить лепить фигурку козы из целого куска глины;
-учить расписывать готовую фигурку в традициях каргопольской глиняной игрушки)
Апрель 31-32 неделя Лепка «Каргопольская птичница» -учить лепить фигурку птичницы в традициях каргопольской глиняной игрушки;
-учить расписывать фигурку птичницы, используя характерные для каргопольской росписи элементы орнамента
Май
33-34 неделя «Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу. -учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей);
-вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений.
Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий;
-развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в подготовительной группе.
№ Содержание Задачи
1-2 Лепка и роспись барана по мотивам дымковской игрушки -учить лепить фигуры животных в народном стиле
-продолжать знакомить детей с традиционными узорами дымковской росписи
-продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре
3-4 Лепка и роспись дымковского индюка -учить лепить дымковского индюка, использовать различные приёмы декорирования глиняной игрушки (налепы, насечки, проколы)
-учить расписывать индюка в дымковском стиле, подбирать традиционный орнамент и цветовую гамму
5-8 Лепка композиции по мотивам дымковской «няньки» -познакомить детей с понятием «композиция»
-закреплять умение лепить традиционную фигурку дымковской барышни на основе юбки-колокола
-учить декорировать основу с помощью различных приёмов (налепы, насечки)
-продолжать учить традиционным элементам дымковской росписи
9-11 Панно из глины «Сказочный город» по мотивам дымковской росписи -познакомить детей с понятием «панно»
-учить работать в технике барельефной лепки, использовать различные приёмы (налепы, насечки)
-знакомить детей с некоторыми архитектурными терминами (башенка, купол, колонна, арка, шпиль, терем и др.)
-способствовать развитию чувства цвета, формы, учить избегать избыточности деталей в росписи, добиваться гармоничности цветовых сочетаний
12-13 Лепка фигурки птичницы по мотивам филимоновской росписи -формировать представление о характерных особенностях филимоновских женских фигурок из глины (в сравнении с дымковской традицией)
-учить лепить и расписывать фигурку птичницы в традициях филимоновской глиняной свистульки
-формировать представление об особенностях филимоновской росписи по глине (основные цвета, узоры)
14-15 Лепка и роспись по мотивам филимоновской игрушки «Лиса с курицей» -формировать представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке (вытянутые шеи фигурок)
-учить лепить и расписывать фигурку лисы в традициях филимоновской росписи
-развивать чувство ритма (чередование цветовых полос в росписи)
16-17 Лепка и роспись филимоновской коровы -закреплять представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке
-учить детей сопоставлять реальный образ животного с его художественным воплощением (условность фигуры в народной традиции)
-закреплять умение расписывать игрушку в традициях филимоновской росписи
18-19 Панно «Петух» по мотивам филимоновской росписи -продолжать знакомство с понятием «панно»
-учить оформлять панно в форме круга и расписывать готовую форму в традициях филимоновской росписи (основные цвета, характерные узоры)
-продолжать формировать представление о символическом значении элементов росписи в народной культуре
20-21 Лепка и роспись рыбки по мотивам гжели -познакомить детей с понятием «керамика»
-познакомить детей с процессом изготовления изделий гжельской керамики (отличия от изготовления глиняных игрушек в дымковской и филимоновской традиции)
-познакомить детей с отличительными особенностями гжели (основные цвета, растительные узоры как основной элемент росписи)
-учить лепить и расписывать рыбку по мотивам гжельской керамики
22-23 Лепка и роспись матрёшки по мотивам гжельской росписи -познакомить детей с историей происхождения матрёшки
-учить сочетать различные стили, техники для получения нового образа (гжель+матрёшка)
-учить лепить фигуру матрёшки из целого куска глины
-учить расписывать матрёшку по мотивам гжельской керамики
-развивать чувство симметрии (симметрия фигурки)
24-25 Лепка и роспись кувшинчика по мотивам гжели -учить лепить кувшинчик путём соединения частей (дно, бока, горловина, ручка по желанию)
-развивать чувство симметрии
- учить рисовать цветы в традициях гжельской росписи (пошагово)
-познакомить детей с полезными свойствами керамики (о посуде)
26-27 Панно «Русские узоры» по мотивам гжельской росписи -учить делать панно овальной формы из целого куска, украшать с помощью различных приёмов (налепы, насечки, прорисовывание узора стекой)
-продолжать учить рисовать растительный орнамент в традициях гжельской росписи
-развивать художественный вкус (учить избегать перенасыщенности узора деталями, добиваться гармоничности цветовых сочетаний)
28-29 Лепка и роспись фигурки медведя по мотивам каргопольской глиняной игрушки -познакомить детей с традициями каргопольской глиняной игрушки
-учить лепить и раписывать медведя по мотивам каргопольской игрушки
30-32 Лепка и роспись всадника по мотивам каргопольской глиняной игрушки -учить лепить фигурку всадника путём соединения различных частей
-учить соблюдать пропорции частей тела животного и человека во время лепки (размеры)
-учить расписывать готовую фигурку в традициях каргопольской глиняной игрушки)
График проведения занятий.
Среда- 17.00- 17.30 (1-3 неделя)
Четверг -17.00- 17.30 (2-4 неделя).
Мероприятия.
Выставки детских работ.