Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

саимат агагюлова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Рабочая программа кружка «Развивай - ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.

Воспитатель: Агагюлова С. И.

1. Пояснительная записка.

Публикация «Рабочая программа кружка „Развивай-ка“ по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Развивай - ка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Программа математического кружка «Развивай-ка» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. Е. Комаровой. ,М. А. Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

развитие логического мышления и творческих способностей.

развитие математических способностей.

развитие личностных качеств

развитие навыков самоконтроля и самооценки.

• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Основными принципами программы математического кружка являются :

• умственного развития дошкольника.

индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации кружка :

• Традиционные

• Комбинированные

• Практические

• Игры, конкурсы

Методы:

• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

• Показ мультимедийных материалов

В организации работы использовалась программа Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Работа распределяется по разделам :

• Количество и счет,

• Ознакомление с геометрическими фигурами,

Определение величины.

• Ориентировка во времени и в пространстве.

• Решение логических задач.

День проведения кружка- пятница

Время- 15.20

Продолжительность -25-30 мин.

4. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

5. Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

6. Преемственность.

Программа кружка предполагает :

Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

Формирование личности ребёнка.

• Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого полугодия работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Кол-во занятий

в неделю Кол-во занятий

в месяц Кол-во занятий

в год Продолжи

тельность

занятия

1- полугодие 1 4 18 20-25 мин

2-полугодие 1 4 18 25-30 мин

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6 лет.

Дата занятия Тема занятия Программное содержание

07.09 Мониторинг

14.09 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

21.09 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

28.09 «Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете

03.10 «Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

12.10 «Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

17.10 «Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

31.10 «Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

02.11 «Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

09.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

16.11 «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

23.11 «Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

30.11 «Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи

07.12 «Самый внимательный. Выложи по образцу».

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

14.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность

21.12 «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

15.01 «Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.

28.01 «Продолжи закономерность»

Цель: закрепить закономерности

18.01 «Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках

18.01 «Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках. «Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

25.01 «Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

06.02 «Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

13.02 «Выбери нужный предмет.

Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

20.02 «Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

27.02 «Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

01.03 «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

08.03 «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.

15.03 «Обведи дорожки»

Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

22.03 «Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

29.03 «Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

22.04 «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.

29.04 «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

05.04 «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

12.04 «Раскрась так же»

Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.

19.04 «Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д.

26.04 «Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д.

03.05 «Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

10.05 «Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

17.05 Мониторинг

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

6-7 лет:

Считает (отсчитывает) в пределах 10 и дальше

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

• Знать

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

• Иметь представление

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

Источники:

• Е. В. Колесникова «Программа математические ступеньки»

• Носова Е. А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

• Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

• Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

• Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

• Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

• Новикова В. П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

• Зайцев В. В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

• Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М. : ГНОМ и Д, 2001.

• Новикова В. П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М. : Мозаика – Синтез,2006.

• Помораева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических навыков «Закрепление математических представлений» Цель: Закрепление математических представлений. Задачи: Образовательные 1. Закрепить количественный и порядковый счет. 2. Формировать пространственные.

Конспект НОД «Пожарные учения» по формированию элементарных математических представлений детей 4–5 лет Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет «Пожарные учения» Автор Маливанова Л. К. Цель: формирование.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшего возраста «Прогулка в лес» Цель: Развитие сенсорных способностей, позволяющих всесторонне воспринимать окружающий мир. Задачи: Образовательные: • Учить детей запоминать.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 лет «Поиграем с Зайкой» Программное содержание:• создать условия, способствующие эмоциональному сближению детей с воспитателем в группе; • продолжать знакомить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет «Сюрприз от мальчиков» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 183 «Детский сад присмотра и оздоровления" Автор: Исаева О. М., Кемерово.

Консультация для воспитателей по формированию у детей элементарных математических представлений Консультация на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений к программе «От рождения до школы» 4–5 лет ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272 ___ Г. А. Берлизова протокол № 1 от 30.08.2017 приказ.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников в группе раннего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41» 654027, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Cуворова. ,.

Занятие по формированию элементарных математических представлений «Зайчик в гостях у детей» -Ребята к нам сегодня в группу пришёл необычный гость, а, чтобы узнать кто это, нам нужно отгадать загадку: Кто трясётся за кусточком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
Опубликовано: 8 ноября 2019 в 19:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД