Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Развивайка». Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет

Юлия Виноградова
Рабочая программа кружка «Развивайка». Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «РАЗВИВАЙКА»

на 2017-2018 учебный год для детей 4-5 лет

(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет)

педагога-психолога

МБДОУ «Подпорожский детский сад №12

общеразвивающего вида»

Виноградовой Юлии Сергеевны

Паспорт программы.

1. Полное название «Развитие познавательных процессов детей 4-5 лет»

Публикация «Рабочая программа кружка „Развивайка“, Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет» размещена в разделах

2. Автор программы педагог-психолог Виноградова Юлия Сергеевна.

3. Дата создания 2017 год.

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие общения и речи;

- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.

- развитие мелкой моторики.

5. Направление деятельности: познавательное развитие.

6. Сроки реализации: 1 год.

7. Возраст дошкольников: 4-5 лет

Пояснительная записка.

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.

Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности,

группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.

Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Память. Хорошая память - необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т. е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.

Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.

Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.

Цель программы :

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в комфортной среде.

Задачи программы :

- активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

- развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности : мышление, память, внимание, восприятие, воображение. ;

- развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки.

- развитие самостоятельности и инициативы.

- развитие познавательной активности и познавательной мотивации

Принципы построения программы :

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

3. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущего вида деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

5. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

6. Принцип наглядности.

Наличие и разнообразие дидактически материалов.

Форма организации занятий :

- занятия подгрупповые

- занятия проводятся 1раз в неделю;

- каждое занятие состоит из четырех частей, продолжительность занятия 20 минут;

- среднее количество детей в группе 5- 8 человек.

Начинаются занятия с ноября месяца, так как в октябре проводится мониторинг уровня развития познавательных процессов. Мониторинг проводится индивидуально.

Формы работы с детьми : игра, ситуативный разговор, беседа, проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

- словесные (загадки, беседа и т. д.)

- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов)

-практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами)

Формы и методы контроля:

- отзывы родителей и педагогов;

- итоговая диагностика познавательных процессов.

Планируемые результаты.

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях. Формирование у них познавательных процессов, коммуникативных умений и творческих способностей.

При этом у детей формируются следующие основные умения:

- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

- умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

- овладение детьми приёмами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.

Условия реализации программы :

- Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

- Методическое обеспечение программы.

- Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

- Взаимосвязь с семьёй.

Алгоритм занятия :

1. Приветствие;

2. Развивающая игра или разминка;

3. Задание на развитие определенного познавательного процесса, мелкой моторики руки.

4. Комплекс на расслабление или физкультминутка.

5. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, оценка ребят;

6. Прощание: поощрение активности детей.

Комплекс рассчитан на 30 недель, по 4 занятия в месяц.

Календарный план работы кружка «Развивайка» (см. приложение 1)

ЛИТЕРАТУРА

1. Береславский Л. Я. Задачки на внимание. – М. : Махаон, 2008.

2. Земцова О. Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М. : Махаон, 2007.

3. Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М. : Махаон, 2007.

4. Земцова О. Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М. : Махаон, 2007.

5. Земцова О. Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М. : Махаон, 2007.

6. Султанова М. Н. Развиваем логику. – М. : Махаон, 2008.

7. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М. : Рольф, 2000.

8. Венгер А., Дъяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М. ,1999.

9. Волонина В. В. Занимательная математика С. Петербург, 1996.

10. Ковалев В. И. Развивающие игры :10 шагов к успеху. -М., 2004.

11. Османова Г. А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику. - Спб. : КАРО, 2013.

12. Гончарова В. А., Колосова Т. А. Моторные сказки для самых маленьких Учебно- методическое пособие. – СПб. КАРО, 2012.

13. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет : Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» для обучающихся: 5–6 лет (стартовый уровень) Цель программы – развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Задачи Предметные: -обучать.

Конспект по развитию познавательных процессов детей 6–7 лет Конспект по развитию познавательных процессов детей 6-7 лет Цель: развитие познавательной сферы детей 6-7 лет Задачи : - развитие познавательных.

Модификация игры  «Земля, вода, огонь, воздух» для эффективного развития познавательных процессов у детей 4–5 летМодификация игры  «Земля, вода, огонь, воздух» для эффективного развития познавательных процессов у детей 4–5 лет Подвижную игру «Земля, вода, огонь, воздух» мы выбрали из пособия Н. И. Гуткиной - «Психологическая готовность к школе», поскольку в своей.

Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка»Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка» Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.

План самообразования на пять лет «Роль экологической культуры в развитии познавательных процессов у дошкольников» Актуальность темы: Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

Программа кружковой работы «Развивайка» по развитию речи и познавательных процессов у детей с ОНР и ЗПР в старшей группе Программа кружковой работы «РАЗВИВАЙКА» (по развитию речи и познавательных процессов у детей с ОНР и ЗПР в старшей группе) Пояснительная.

Рабочая программа кружка «Числавики» для детей подготовительной к школе группе на 2017–2018 год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Пчелка» станицы Пшехской Муниципальное.

Рабочая программа кружка «Мульти-пульти» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 1. Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаМультфильмов свет пронзает тьму обычных дней, В них неживое оживает на удивление очей, В бегущих.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» для детей 5–6 лет, старшая группа Составлена на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» Ушаковой О. С. М. : «ТЦ СФЕРА», 2014. составители: воспитатель.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Развивайка». Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 15:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД