Рабочая программа кружка «Скоро в школу мы пойдем»

Ольга Метелева
Рабочая программа кружка «Скоро в школу мы пойдем»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Степашка»

Проект рабочей программы по теме:

«Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к

обучению в школе в рамках работы детско – родительского клуба

«Скоро в школу мы пойдем».

Составитель:

Старший воспитатель

МБДОУ д/с «Степашка»

Калманского района

с. Новороманово

Метелева Ольга

Александровна

Новороманово

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова-ниями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.)

Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012.№273; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная программа развития образования на 2011-2015 годы; долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011-2015 годы; федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 г. №655; федеральные государственные требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Устав ДОУ; общеобразовательная программа дошкольного образования с учетом требований ФГТ «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад.

Реализация основной общеобразовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие (Конвенция о правах ребенка, равные возможности для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальной школе. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Она содержит систему оценки промежуточных и итоговых планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа устанавливает:

• необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса (по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей) ;

• сохранение психического здоровья воспитанников;

• мониторинг их развития;

• организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;

• обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Так же детский сад работает по программе «Предшкольная пора» Н. Ф. Виноградовой. Программа '' Предшкольная пора '' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ).

Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

Программа проста, и удобна для работы педагогов, тем, что включает в себя комплект учебно-методических пособий.

В соответствии свыше изложенным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан проект рабочей программы: «Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в процессе работы детско – родительского клуба «Скоро в школу мы пойдем».

Цель программы: обеспечить психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе.

Задачи: - Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;

- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;

- Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;

- Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Продолжительность программы: долгосрочная (учебный год).

Планируемые результаты

Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.

У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.

Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.

Комплексно – тематическое планирование

Цель: осуществить комплексный интегративный подход к планированию деятельности по теме: «Обеспечение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе в процессе работы детско-родительского клуба «Скоро в школу мы пойдем».

Месяц Тема Содержание Методические приемы Обеспечение

сентябрь День знаний Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе. Беседа о школе, знакомство со школьными принадлежностями.

Праздник «День знаний» Школьные принадлежности, книги. Атрибуты праздника.

октябрь Давайте познакомимся Знакомство с новыми участниками-родителями, объединение участников группы.

Выявление знаний родителей о психологической готовности ребенка к школе. Игра «Комплимент»

Рисунок «Яркие моменты из моей школьной жизни»

Беседа «Влияние семьи на формирование готовности ребенка к школе» Анкетирование родителей Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, альбомные листы, анкеты

ноябрь Психологическая готовность к школе. Что это? Ознакомление родителей со структурой готовности ребенка к школе, содержанием ее компонентов.

Игра «Мое настроение» Беседа «Готовность ребенка к школе»

Игровые упражнения на закрепление полученных в беседе родителями знаний. Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, схема «Готовность к школе», «подарок», ящик желаний

декабрь Готовим ребенка к школе Ознакомление родителей с методами и способами формирования каждого структурного компонента готовности ребенка к школе.

Обучение родителей игровым способам, способствующим развитию готовности к школе дома. Игра «Репка» Консультация «Как развивать психологическую готовность к школе дома» Игры-упражнения на обучение родителей игровым способам, способствующим развитию готовности к школе дома. Выставка дидактических игр Домашнее задание «Поиграй с ребенком» Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, дидактические игры, реплики героев сказки «Репка», схема «Готовность ребенка к школе», памятки для родителей «Готовим ребенка к школе»

январь Слайд-шоу «Мы тоже были школьниками» Совместный просмотр детских фото родителей.

Пробудить у детей интерес к школьной жизни своих родителей. Обсуждение увиденного, рассказ родителей о своем школьном детстве. фотографии

февраль Наша школа Экскурсия в школу, посещение класса, библиотеки. Обсуждение увиденного, выставка рисунков «Моя школа» Цветные карандаши, бумага для рисования

март Как много нам о школе говорят… Совместное чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок о школе. Обсуждение прочитанного.

Игра «Школа» Книги, школьные принадлежнлсти.

апрель

Конференция «На пороге школы» Актуализация знаний родителей, полученных на заседаниях клуба в течение года.

Создание положительного настроя у родителей. Выявление мотивационной готовности ребенка к школе Игра «Здравствуйте»

Анкетирование «Готова ли семья к поступлению ребенка к школе

Рисование «Мой ребенок в школе» Беседа: «Влияние родительских ожиданий на успеваемость ребенка в школе» Игра «В добрый путь» Тетради для работы на заседаниях клуба, ручки, цветные карандаши, краски, альбомные листы, видиозапись, анкеты, рисунки детей «Я-Школьник», цветная бумага.

май До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! Организация всех видов детской деятельности вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему поступлению в 1-й класс Экскурсия с родителями в школу на праздник «Последний звонок

Праздник «До свидания, детский сад!» Плакаты, цветы, праздничные атрибуты.

Мониторинг

Цель мониторинга: выявить динамику психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

Критерии психологической готовности ребенка к школе

№ критерии сентябрь май

1. Учебная мотивация (хочет идти в школу ; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

3. Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

Уровень социально – психологической готовности к школе:

- высокий

- средний

-низкий

Мониторинг результативности рабочей программы:

- Наблюдение

- Беседа

- Анкетирование

Литература

1. Н. Ф. Виноградова Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».- М.:Вентана -граф, 2007.

2. Т. Д. Пашкевич Организация эффективного взаимодействия педагога ДОУ с детьми в условиях введения ФГТ. - Барнаул АКИПКРО, 2013.

3. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер, 2004.

5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2009.

7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

8. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2008.

9. Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4.

Прикреплённые файлы:

skoro-v-shkolu-meteleva-o-a_av990.pptx | 154,57 Кб | Скачан: 102
 
Публикации по теме:

Конспект мероприятия совместной НОД для детей 6–7 лет «Скоро в школу мы пойдем» Интеграция областей: социально-коммуникативная, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности:.

Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу» Программа «Скоро в школу» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Вид проекта: информационно – познавательный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Солнышко», воспитатели группы, родители.

Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу» Пояснительная записка Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Введение Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Сенсорика» 2015 г. «…Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев» В. А. Сухомлинский Содержание • Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Весёлый английский» Образовательная программа дополнительного образования детей «Весёлый английский»(дошкольное отделение детей) Составитель: Педагог дополнительного.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Скоро в школу мы пойдем»
Опубликовано: 7 мая 2016 в 08:26
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...