Получи документы

Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2018–2019 учебный год

Галина Мануковская
Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2018–2019 учебный год

1. Информационная справка

Тип программы – модифицированная (адаптированная)

Образовательная деятельность – социально - коммуникативное развитие

Способ развития программы – предметно - практический

Форма реализации программы – индивидуально – групповая

Уровень реализации программы – общеобразовательный

Продолжительность реализации программы - 1 год (1 раз в неделю)

2. Пояснительная записка

Наша Родина – Россия!

Здесь родились мы на свет,

Нет земли для нас красивей,

И любимей в мире нет!

Публикация «Рабочая программа кружка „В гостях у деда Краеведа“ на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах

Здесь твой дом, твоя семья,

Здесь живут твои друзья!

Должен Родину, как мать,

Ты беречь и защищать!

Олеся Емельянова

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

При этом географические и природные особенности, местные культурно - исторические обычаи, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развития интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Что же такое краеведение? Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. Это – наследство, оставленное нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем. Помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

Цель программы : формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

1. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

3. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, детскому саду, селам Новая Усмань и Александровка, городу Воронежу и родному краю.

4. Воспитывать уважение к труду.

5. Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.

3. Учебный план

Месяц Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Продолжительность занятий

Октябрь 1 4 15 – 25 минут

Ноябрь 1 4 15 – 25 минут

Декабрь 1 4 15 – 25 минут

Январь 1 3 15 – 25 минут

Февраль 1 4 15 – 25 минут

Март 1 4 15 – 25 минут

Апрель 1 4 15 – 25 минут

Май 1 4 15 – 25 минут

4. Содержание учебного плана

Учебный план в полном объёме реализуется в совместной и специально организованной деятельности детей и педагога, а так же через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Данное планирование составлено для организации деятельности с детьми 4 – 5 лет.

Месяц Тема занятия Цель Развивающая среда

Октябрь Беседа «Осень – пора золотая». Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Осень». Знакомить с особенностями времени года. Иллюстрации на тему «Осень золотая», портрет А. Н. Плещеева.

«Природа вокруг нас» Расширять представления детей об окружающем мире. Макеты деревьев, макет кареты, макет реки.

Пейзажные картинки.

«Как дикие животные к зиме готовятся?» Дать представление о том, как животные в лесу к зиме готовятся. Карточки к игре «Кто, где живёт?», картина «Осень», картинки с изо-бражением диких животных.

«Осенний вернисаж» Уточнить и расширить знания об осени. Силуэт дерева, осенние листочки, кисти, краски, альбомные листы, вы-ставка семейного творчества «Дары осени».

Ноябрь «Россия – моя Родина!» Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Карта мира, глобус, магнитная доска, портрет президента России, изо-бражение герба и флага.

«Новая Усмань – моё родное село». Расширить знания о род-ном селе, его улицах, достопримечательностях. Герб села, иллюстрации с достопримечательностями села, презентация «Моё село – Новая Усмань»

«Удивительные места Новоусманского района» Познакомить ребят с удивительными местами Новоусманского района. Презентация «Книга при-роды Новоусманского района», карта Новоусманского района, иллюстрации.

«Традиции моего се-ла» Познакомить детей с традициями села Новая Усмань Иллюстрации с фестиваля

«На Троицу», записи на-родных песен, закличек.

Декабрь Беседа «Почему к нам приходит зима?» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом. Загадки Лесовичка, фо-тоиллюстрации зимней природы, руквички.

«Как живут растения зимой?» Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Паровоз, картины с изо-бражением зимы и лета, карточки (деревья).

«Зима и зимние забавы» Уточнить представления детей о зиме, зимних играх и забавах. Сюжетные картинки «Зимние забавы», конверт с письмом, картинки с изображение различных предметов, мяч, лист ватмана, клей, картинки раскрашенные детьми с изображением зимних забав, кисточки, салфетки.

«Наш семейный Новый год» Вызвать у детей желание и интерес для изго-товления новогодних игрушек на групповую ёлочку. Презентация (интервью детей) «Как они празднуют Новый год в семье»; аудиозапись новогодних песен. Трафареты ёлочек, варежек, шаров, домиков для выполнения аппликации, клей, нитки.

Январь «Правила поведения в автобусе» (беседа) Закреплять знания правил поведения в общественных местах, транс-порте. Картинки (транспорт).

«Радость послушания» Воспитывать положи-тельные черты характера. Сказка «Гуси - лебеди», пословицы, пальчиковая игра «Алые цветки».

«Кто и зачем приду-мал вежливые слова?» Воспитывать доброжелательность, культуру общения. Мяч, игрушка Петрушка.

Февраль «Вместе весело играть» Укреплять и сохранять здоровье. Разноцветные ленточки, средний мячик, 4 обруча, маски котят и щенят.

«Знатоки зимних видов спорта» (викторина) Развивать интерес к видам спорта Эмблемы команд, мячик, обручи, клюшки, медали «За успехи в спорте».

«Вредные привычки» Способствовать формированию у детей сознательного отказа от вред-ных привычек. Видеоролик Зимний лес»,

теремок.

«День защитника Отечества» Сформировать у детей первые представления об армии. Иллюстрации «Военные, военная техника», заготовки для аппликации

Март «Мамы разные нужны.» Развивать все компоненты устной речи Портреты мам, нарисованные детьми; схема для составления описательно-го рассказа о маме; мяч; дидактическая игра «Что лишнее?»; рисунок солнышка без лучиков

«Весна – красна» Изучить характерные весенние явления природы Ноутбук, проектор, презентация «Весна – красна»

«Птицы весной» Познакомить с жизнью птиц в весенний период Макет скворечника, кар-тинки с изображением птиц,

«Весенние цветы – первоцветы" Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе Загадки, презентация «Цветы – первоцветы», словесная игра «Да – нет»

Апрель «Город мастеров» Научить классифицировать предметы по при-знаку – материалу, из которого сделан предмет. Металлическая ложка, гвоздь, деревянная ложка, деревянная игрушка, тканевый носовой платок, фартук из ткани.

«Есть такая профессия космос изучать» Познакомить детей с профессиями, связанных с воздушным транспортом: ракетостроитель, летчик, космонавт. Презентация «Космонавты», картинки с изображением воздушного шара, воздушного змея, чертёж - схема строительства ракеты.

«Я умею, я могу, я знаю» Обеспечить всесторонне гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт. Игрушка «Лесовичок», маска зайца, аудиозаписи звуков природы, колобок, видеоролик «Лес», пластилин, дощечки.

«Знакомство с профессией – пожарный»

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Иллюстрации, разрезные картинки – пазлы «Пожарная машина», теле-фон, магнитофон.

Май «Весенний месяц май» Уточнить и расширить знания о весне. Иллюстрации с изображением весенних месяцев, календарь природы, цветные карандаши, текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

«Цветы» Закреплять знания о на-звании цветов Музыкальная композиция «Вальс цветов», иллюстрации с изображением различных цветов.

«Зелёный май» Расширить представление детей о цветовой гамме, развивать воображение, совершенствовать навыки рисования. Краски, палитры, кисти разных размеров, стаканчики с водой

«Здравствуй, лето!» Закрепить представление детей о сезонных изменениях, происходящих в летний период. Картинки о природе, за-гадки, музыкальное про-изведение Вивальди «Лето».

5. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года Октябрь - май

Продолжительность образовательного процесса 15 – 25 минут в неделю

Режим работы 1 раз в неделю во второй половине дня

Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательст-вом РФ

Итоговый мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками Третья неделя мая

Летний период Июнь – сентябрь

6. Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями, навыками, умениями:

• самостоятельное пользование материалом

• быстрое включение в активный познавательный процесс

7. Формы работы

Игры

Совместная и самостоятельная деятельность

Занятия

Экскурсии

8. Методические приёмы обучения

Игровой: игры малой подвижности, словесные игры, игры с пальчиками, игровые ситуации.

Наглядный: иллюстрации, презентации, экскурсии.

Практический: выполнение практических действий детьми.

Информационно – познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, анализ, ответы хоровые и индивидуальные…

Эвристический: самостоятельное «добывание» знаний

9. Предметно – развивающая среда и система работы по программе

Обучающие познавательные занятия

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Подбор методической литературы

Построение предметно – развивающей среды в группе по краеведению

10. Список используемой литературы

1. Дыбина О. Б. «Ребёнок и окружающий мир». – М. : Мозаика – Синтез,

2005 – 2010

2. Дыбина О. Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий». – М. : Мозаика – Синтез,

2009 – 2010

3. Дыбина О. Б. «Предметный мир как источник познания социальной действительности» – Самара, 1997

4. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». – М. : Мозаика – Синтез, 2009 – 2010

5. Дыбина О. Б. «Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов». М., 1999

6. В. Н. Матова «Краеведение в детском саду» СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс». 2014.

7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб. ,2003.

8. С. Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2010

Публикации по теме:

Перспективный учебный план кружка «Умелые ручки» в младшей группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка. Программа разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыковой И. А. В дошкольных учреждениях с целью обучения.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Тема возрождения России стала звучать.

Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 3–4 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по лепке в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением 4–5 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе 4–5 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная.

Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по речевому развитию в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка • Данная программа разработана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2018–2019 учебный год
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 13:35
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД