Бобякова Яна Сергеевна
Рабочая программа кружка «Волшебное тесто» (лепка из соленого теста)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС ДО.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка.
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебное тесто“ (лепка из соленого теста)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
У детей 4-5 лет интенсивно развиваются все психические процессы, увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. В этом возрасте дети любознательны, много фантазируют, становятся все более самостоятельными. Приобретенный опыт познания окружающей действительности способствует формированию представлений о предметах и явлениях.
У детей среднего возраста развитие речи, восприятия, воображения и образной формы мышления напрямую зависит от мелкой моторики рук. Кроме того, после подобных занятий ребенку будет проще совладать с ручкой или карандашом, а значит можно избежать лишних проблем при подготовке к школе.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Так же лепка тесно связана с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Именно поэтому лепка — это не только интересно, но и полезно.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Тесто представляет больший интерес для ребенка, чем пластилин, так как он более мягкий и удобный. Этот материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет ребенку удовольствие и радость.
Программа кружка имеет декоративно - прикладную направленность, соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том что лепка из соленого теста как форма деятельности используется не достаточно широко, хотя имеет много положительных моментов, таких как: само по себе тесто является теплым, экологичным и доступным материалом, при лепке у ребенка, получается, скоординировать работу обеих рук, при лепке мелких деталей развивается их моторика в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы и фактуры, Затем, в процессе кружковой работы получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого значительно развивается фантазия.
Цель программы кружка : Способствовать формированию творческих и интеллектуальных способностей детей, через овладение способами создания творческих лепных работ из соленого теста.
Задачи программы кружка :
Образовательные:
- Способствовать расширению кругозора детей по декоративно - прикладному искусству;
- Способствовать обучению основным способам и приемам лепки из соленого теста;
- Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из соленого теста;
- Способствовать раскрытию личности ребенка через творческую деятельность;
- Формировать у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; - Формировать у детей умение передавать в лепке изображения знакомых предметов из повседневной жизни.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;
- Способствовать развитию у детей связной речи;
- Обогатить предметно - развивающую среду группы, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
- Развивать изобразительные умения в лепке из соленого теста у детей средней группы в процессе кружковой работы;
- Развивать у детей навыки коллективного творчества, умение работать сообща.
Воспитательные:
- Вызывать эмоциональный положительный отклик на созданные изделия;
- Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности;
- Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;
- Воспитывать у детей эстетическое восприятие, положительное отношение к работе с тестом, стремление сделать красивую вещь;
- Воспитывать умение ценить и уважать свой собственный труд и труд сверстников.
Формы работы :
- НОД с элементами игры;
- Совместная и самостоятельная деятельность детей;
- Рассматривание иллюстраций, картинок
- Рассматривание готового образца
- Беседы
- Раскрашивание готовых работ
- Физкультминутки
Методические приемы обучения:
Наглядный: показ иллюстраций, картинок, готовых образцов.
Словесный: беседа, рассказ, загадки, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
Практический: выполнение практических действий детьми (лепка, раскрашивание).
Игровой: создание игровых ситуаций, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Условия реализации:
Дидактический материал: презентации, использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста и др.); использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.);
Техническое оснащение:
ингредиенты для изготовления теста (мука, соль, вода,
инструменты для лепки (стеки, печатки, подкладные доски, колпачки от фломастеров, пуговицы и др.,
инструменты для раскрашивания (краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды,
дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, пайетки, ножницы, зубочистки, лак и др.)
Способы лепки :
Конструктивный способ - При этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
Скульптурный способ - При этом способе лепки образ создается из цельного куска.
Комбинированный способ - Этот способ объединяет в себе 2 (конструктивный и скульптурный, главная часть образа создается из цельного куска, а мелкие детали из отдельных частей.
Приемы лепки :
Скатывание круговыми движениями рук;
Раскатывание прямыми движениями рук;
Надавливание;
Сглаживание;
Приплющивание;
Прищипывание;
Вытягивание;
Соединение вместе.
Тесто для лепки :
Мука - 300 гр. (2 чашки)
Соль - 300 гр. (1 чашка)
Вода - 200 мл.
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и вымешивать до однородного состояния.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка : 1 год (с сентября по май)
Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник, продолжительность - 20 минут.
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные правила лепки из соленого теста, правила раскрашивания изделий, технику соединения деталей в несложных композициях;
- Дети научаться использовать все многообразие способов лепки (конструктивный, скульптурный, комбинированный)
- Дети научаться реалистично изображать предметы, передавать их выразительность путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- Дети научаться создавать коллективные композиции из отдельных образов, частей;
- Дети будут участвовать в выставках на уровне детского сада;
- Дети смогут пополнять предметно - развивающую среду, продуктами детского творчества;
- Дети будут изготавливать поделки на праздники родителям;
- Дети научаться использовать разные приемы лепки в своих работах;
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(И. Л. Лычагина «Лепка из соленого теста 4 – 5 лет»)
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 неделя Волшебное тесто
(стр. 16 -17) Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами; способствовать развитию интереса к тесту и приемам лепки из него.
2 неделя Составление узоров
(стр. 17 - 18) Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков; вызвать эмоциональный отклик от созданного изделия.
3 неделя Составление узоров (продолжение)
(стр. 18 - 19) Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами; развивать умение составлять узоры на тесте с помощью оттисков и отпечатков; способствовать развитию творчества и воображения.
4 неделя Раскрашивание готовых узоров
(стр. 19 – 20) Познакомить детей с раскрашиванием готовых изделий краской; формировать умение правильно держать кисть, наносить краску на изделия, сочетать цвета; воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.
Октябрь 1 неделя Ягоды для птички
(стр. 20 - 21) Способствовать развитию умения лепить из соленого теста предметы круглой формы, используя прием скатывания круговыми движениями рук; воспитывать у детей навыки аккуратности, активность.
2 неделя Яблоки чудесные
(стр. 21 - 22) Способствовать формированию умения лепить предметы овальной формы, обращая внимание на особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности); воспитывать у детей навыки самостоятельности.
3 неделя
Огуречик, огуречик
(стр. 23 - 24) Познакомить детей с приемами лепки овальной формы; способствовать развитию умения передавать особенности предмета (оттягивание, округление концов, сглаживание поверхности);
воспитывать у детей активность и самостоятельность.
4 неделя Угощение для зайчика
(стр. 24 – 25) Способствовать формированию умения лепить предметы удлинённой формы, слегка оттягивая и сужая пальцами один конец и скругляя другой; закреплять умение лепить предметы разной величины.
Ноябрь 1 неделя
Грибная полянка
(стр. 25 – 26) Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание теста круговыми и прямыми движениями, сплющивание ладонями); воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
2 неделя
Раскрашивание грибной полянки
(стр. 26 – 27) Продолжать упражнять детей в раскрашивании готовых изделий из соленого теста, правильно наносить краску, пользоваться кистью; воспитывать стремление добиться хорошего результата.
3 неделя
Гусеница (коллективное)
(стр. 27 – 29)
Способствовать закреплению умения детей лепить предметы, состоящие из шаров разного размера; упражнять детей в умении составлять коллективную работу; вызывать положительный эмоциональный отклик от результата совместной деятельности
4 неделя Гусеница
(коллективное)
продолжение
(стр. 29 – 30) Продолжать упражнять детей в умении наносить краску на изделия из соленого теста, пользоваться кистью; способствовать развитию эстетического восприятия; вызывать чувство радости от созданной вместе композиции.
Декабрь 1 неделя
Снеговик
(стр. 52 – 54)
Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины; развивать у детей мелкую моторику рук;
2 неделя
Новогодняя
елка
(стр. 50 – 51)
Способствовать развитию умения передавать образ новогодней елки, используя знакомые приемы лепки; Развивать умение детей украшать изготовленные изделия дополнительным материалом (бусины, пайетки и др.)
3 неделя
Елочные игрушки
(стр. 43 – 44)
Способствовать развитию навыков лепки : разминание, раскатывание; упражнять детей в умении пользоваться новым приемом (вырезание формочкой); воспитывать положительное отношение к своей деятельности.
4 неделя
Раскрашивание
Елочных игрушек
(стр. 44 – 45)
Обогащать представления детей о красоте, о сочетании цветового и композиционного решения; развивать у детей творческие способности, фантазию; подводить детей к оценке своих работ.
Январь 1 неделя
Белая береза
(стр. 57 – 59)
Формировать представления детей о зиме и зимних природных явлениях; формировать умение детей изображать в лепке дерево в зимний период, используя знакомые приемы лепки; применять дополнительный материал для большей выразительности работы.
2 неделя
Снег, снег, снежные сугробы
(стр. 48 – 49)
Развивать умение детей отображать в лепке выразительность зимнего пейзажа (налеплять тесто в виде падающего снега, снежных сугробов); создавать изображение на основе впечатлений от окружающего; развивать эстетическое восприятие, образные представления.
3 неделя
Медали
(стр. 59 – 61)
Закреплять умения детей работать с дополнительным материалом и на его основе создавать подделки, используя основные способы лепки; упражняться в умении создавать поделку с помощью оттисков; развивать у детей эстетический вкус, фантазию.
4 неделя
Раскрашивание медали
(стр. 60 -61)
Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать стремление добиться задуманного результата; воспитывать аккуратность при пользовании красками.
Февраль 1 неделя
Поздравительная открытка на День Защитника Отечества
(стр. 63 – 65)
Закреплять умение применять основные приемы лепки в своей работе; упражняться в технике вырезания трафаретом; воспитывать у детей гордость за родных и близких, желание доставлять радость.
2 неделя
Раскрашивание открытки
(стр. 65 – 66)
Закреплять умение детей раскрашивать готовые изделия из соленого теста; развивать умение предвидеть результат своей деятельности; поддерживать у ребенка инициативу, творчество.
3 неделя
Подарок маме – цветы
(стр. 69 – 70)
Закреплять навыки работы с тестом :
разминание, раскатывание, вырезание готовым трафаретом; воспитывать любовь к маме, желание порадовать, создать для нее, что то красивое и приятное.
4 неделя
Сердечко для мамы
(стр. 72 – 73)
Закреплять навыки раскатывания теста скалкой, добиваясь нужной толщины изделия; способствовать развитию навыка пользования дополнительным материалом; воспитывать у детей желание доставлять радость близким.
Март 1 неделя
Разноцветные бусы
(стр. 40 – 41) Продолжать учить детей лепить предметы шарообразной формы, нанизывать бусы на толстую проволоку; способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию, речи.
2 неделя
Раскрашивание разноцветные бусы
(стр. 42 – 43)
Продолжать учить детей расписывать готовые изделия, правильно и равномерно наносить краску, пользоваться кистью; Способствовать развитию воображения и творчества.
3 неделя
Красивая птичка
(стр. 78 – 79)
Формирование умения детей реалистично передавать образ птицы, пользоваться дополнительным материалом для украшения (зернышки, крупа); развивать у детей образные представления, интерес к лепке.
4 неделя Раскрашивание
красивая птичка
(стр. 79 – 80) Способствовать развитию эстетического восприятия, творчества; закреплять приемы раскрашивания изделий; формировать у детей положительное отношение к занятиям, созданным работам.
Апрель 1 неделя
Подставка для яиц
(стр. 89 – 90) Способствовать развитию самостоятельности, воображения, творчества, умения аккуратно использовать материалы; закреплять приемы надавливания, размазывания, сглаживания; упражняться в умении украшать готовое изделие с помощью дополнительного материала.
2 неделя
Верба
(стр. 80 – 81)
Развивать умение предавать в лепке впечатления от окружающей весенней природы, создавая образ дерева, у которого распустились почки; закреплять освоенные способы лепки; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
3 неделя
Весенняя картина
(стр. 86 – 88)
Развивать умения детей передавать впечатления от весны, создавать освоенные приемы лепки; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать бережное отношение к природе.
4 неделя Раскрашивание
Весенняя картина
(стр. 88 – 89)
Закреплять у детей навыки раскрашивания; формировать умение правильно располагать вылепленные части изображения на листе; развивать чувство цвета, композиции, формировать эстетические чувства.
Май 1 неделя
Божья коровка
(стр. 93 – 94)
Развивать у детей умение передавать выразительный образ божьей коровки, применяя знакомые приемы лепки; для большей точности использовать дополнительный материал (усики, пятнышки); воспитывать активность, инициативу, фантазию.
2 неделя
Раскрашивание
Божья коровка
(стр. 95 – 96) Закреплять приемы работы с соленым тестом, умение раскрашивать готовые изделия, пользоваться дополнительным материалом; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности.
3 неделя
Панно «Подсолнух»
(коллективное) Продолжать закреплять знакомые навыки лепки, пользуясь приемами скатывания кругообразными движениями ладоней, сдавливания пальцами, расплющивания; развивать умение использовать дополнительный материал – семечки подсолнуха; подводить детей к умению эстетично оформлять свою работу, доводить начатое дело до конца.
4 неделя
Солнышко лучистое
(стр. 35 – 36)
Продолжать упражнять детей в лепке предметов круглой формы, сплющивании шара, лепке «колбасок», в использовании стеки; воспитывать активность, взаимопомощь.
Список литературы
1. Веракса Н. Е. ,. Комарова Т. С, Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Гусева И. В. Игрушки из соленого теста. — СПб. : Издательский дом «Литера», 2013. — 64 с.
3. Лычагина И. А Лепка из соленого теста : 4 – 5 лет. — М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
4. Т. С. Коморова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2008. — 240 с.
5. Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста. – М. Издательство «Эксмо», 2008. — 64 с.