Анна Спешилова
Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет.
Срок реализации-1 год
Автор программы: Воспитатель старшей логопедической группы Спешилова Анна Александровна
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа кружка „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.
Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Это формирование следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Пояснительная записка.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, мной была разработана и апробирована рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА" содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ, помощь в озеленении ДОУ, являющейся местом проведения занятий с детьми.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 6 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Причинами создания рабочей программы «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» стали:
- согласно ФГОС необходимо обеспечить предшкольную подготовку детей 5-6 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
- воспитание и развитие будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;
- формирует у ребенка 5 - 6 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора
Основной целью программы является:
- Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (московская область)
воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающая: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающая: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. Поэтому моя программа «Эколята-дошколята» направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы дошкольников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
Общие сведения о кружке:
год занятия кружка – Первый
возраст кружковцев – 5 – 6 лет,
количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год
место занятий – МБОУ Детский сад № 76 "Алые паруса" г. Мытищи Московской области
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 25 минут, в соответствии с нормами СанПин.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, исследовательской, экспериментальной и трудовой деятельности.
Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; беседы, досуги; экспериментальная деятельность;
Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.
Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.
Практические: игры – эксперименты, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.
Словесные: рассказывание, беседа, чтение.
Ожидаемые результаты:
называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого ;
правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
понимать ценность природных объектов;
Формы подведения итогов по проделанной работе:
1. Экологическая информация для родителей на темы: правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.
2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
4. Викторина на тему «Волшебница вода».
Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.
- Список средств обучения
1. Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- телевизор,
- DVD-плеер
-фотоаппарат
Обучающие видеофильмы, фонотека, фото:
«Организация работы в летний период» фотоматериалы 2016г
«Времена года» стихи русских поэтов о природе
«Экологические игры»
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира»
«Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)
«Земля»» (BBC :Живая природа)
2. Учебно-наглядные пособия:
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»
- Демонстрационные картины и динамические модели
- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые
- Карты: мира, полушарий, России
- Наборное полотно: «Красная книга»
- Календари природы (настенный, настольный)
3. Оборудование и материалы.
- Инвентарь по уходу за живыми объектами
- Стол с ёмкостями для воды и песка
- Магнитная доска с магнитами
- Сюжетные игрушки
- Кормушка
- Дощечки для рисования мелом
- Колбы, ёмкости
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев
- Сыпучие продукты:крахмал, соль
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы.
- Красители: пищевые, гуашь, акварель.
- Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажные змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
- Медицинские материалы: колбы, пипетки, весы
4. Объекты уголка природы
- Комнатные растения
- Уличные растения