Рабочая программа кружка

Виктория Калигина
Рабочая программа кружка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227"

Саратов 2014-2015уч. г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КРУЖКА

«РЕЧЕВИЧОК»

Составители:

Калигина В. В. - учитель-логопед

Пояснительная записка

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Но очень часто мы наблюдаем у детей недостаточный словарный запас, речевые аграмматизмы, искажения произношения и другие речевые недостатки. Если вовремя устранить эти нарушения, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому на базе нашего детского сада был организован логопедический кружок «Речевичок».

Опыт работы показал, что дошкольное образование действительно требует особо внимательного отношения к развитию у детей мотивационной, интеллектуальной, физической готовности к обучению.

Цель данной программы : содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

• развитие речи, формирование коммуникативных навыков;

• обучение слоговому чтению;

• обучение грамоте (звуковой анализ слов);

• развитие и коррекция фонематического слуха дошкольников;

• практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;

• восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;

• обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов;

отработка навыков построения связного высказывания;

• развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;

• формирование пространственно-временных отношений;

• формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;

• развитие психологической базы речи.

• развитие мышления;

• развитие воображения;

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• развитие эмоционально-волевой сферы;

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Программа реализуется с учётом основных принципов:

-единство развития, воспитания и обучения;

-учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;

-уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании

с разумной требовательностью;

-наглядность, систематичность и последовательность.

Реализация программы также предполагает использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, создание коммуникативно-игровой среды, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Наряду с игрой существенное влияние на психическое развитие старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность, например, рисование и штриховка. Названные виды работ систематически предлагаются для выполнения детям, что помогает вырабатывать у дошкольников умение добиваться нужного результата.

Логопедическая работа имеет комплексный характер. На занятии мы работаем над: формированием артикуляционной, мимической, мелкой моторки; развитием физиологического и речевого дыхания; развитием силы голоса, темпа и ритма речи; развитием фонематического слуха и восприятия; коррекцией звукопроизношения; совершенствованием и развитием лексико-грамматического строя речи; развитием связной речи. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с опорой на наглядный материал, игрушки.

Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают дошкольникам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-

описания, проводится словообразовательная работа.

С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой мускулатуры, улучшает работу мозга.

Основные принципы работы кружка

Подбор грамматических и лексических тем, текстов и их последовательность определяется как уровнем речевого развития детей и особенностями усвоения предлагаемого речевого материала, так и программой по обучению грамоте, с учётом таких важнейших принципов педагогики, как системность, комплексность, принцип развития и динамического изучения, онтогенетический принцип.

Каждое занятие строится по принципу продвижения от простого к сложному.

Программа кружка позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений и развитии речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества, деятельностный подход и др.

Способы организации работы кружка

Организация речевого общения и формирование коммуникативных умений путём использования или создания естественных коммуникативно-речевых ситуаций в рамках игровой, познавательной, творческой, художественной, собственно коммуникативной деятельности детей на занятии; использования коррекционно-развивающих технологий.

Основные методы обучения:

• практические;

• наглядно-демонстрационные;

• игровые;

• методы ролевого моделирования типовых ситуаций;

• словесные.

Структура работы кружка.

Занятия проводятся в подгрупповой форме в течение 20-30 минут дважды в неделю. Подгруппа комплектуется с учётом возраста и индивидуальных

особенностей детей.

Занятия кружка «Речевичок» проводятся по следующей структуре:

• пальчиковая гимнастика;

• словарная работа в игровой форме; развитие навыков словообразования;

работа по формированию лексико-грамматических категорий;

• формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синеза;

• обучение элементам грамоты;

• составление рисунка и штриховка;

• подведение итога.

Типовое занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, элементы релаксации, кинезиологии, упражнения для улучшения мозговой деятельности, формирование хорошей дикции.

Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на коррекцию фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук, коррекцию зрительно-пространственных восприятия и представлений, развитие координации и ритма.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети во время занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка ___3 Список детей___4.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа кружка
Опубликовано: 28 апреля 2015 в 21:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

20 мая. День Волги

От ручейка в Тверской области до огромной дельты в 180 км, впадающей в Каспийское море — такая она, самая полноводная и протяженная река из всех европейских рек. Сегодня Волга-матушка отмечает свой...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация [с] — [ш]»
План-конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса на тему «Дифференциация С-Ш» Цель: учить детей различению изучаемых звуков на слух и в письменной...
Мастер-класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук»
Мастер класс по изготовлению картины из соленого теста «Тепло маминых рук» В преддверии праздника посвященного Дню матери, мы с ребятами решили...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал...
Перспективное планирование по рисованию для первой младшей группы на третий квартал «Весна» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для...