Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика»

Татьяна Гильдерман
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика»

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

- качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы работы:

• занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;

• беседы;

• различные виды игр;

• рисунки и композиции;

• индивидуальная работа;

• сюжетно-дидактические игры;

• викторины;

работа с родителями

Методы обучения:

• наглядный;

• исследовательский;

• проблемно-поисковый;

• объяснительно-иллюстративный;

• практический.

Содержание дополнительной программы.

1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

2. Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

3. Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

4. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

5. Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

Ожидаемые результаты:

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

Учебно-тематический план

(В перспективном планировании указан номер литературного издания после названия упражнения, вторая цифра означает страницу.)

Неделя Тема Цель Часы

1 2 3 4

Октябрь

1

Сравнение предметов

Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения; находить одинаковые предметы ; ориентироваться в пространстве. (1,4) 1 час

2

Квадрат

Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов, познакомить с некоторыми свойствами квадрата. (2, 111) 1 час

3

Числа 1,2

Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2; учить сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. (1, 6) 1 час

4

Геометрические фигуры

Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета (1, 8)

1 час

Ноябрь

5 Ориентировка в пространстве Развивать умение ориентироваться в пространстве;

формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; учить различать части суток;

учить называть предметы квадратной и круглой формы (1, 10)

1 час

6 Число 3 Познакомить с образование числа 3 и соответствующей цифрой;

- учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;

- упражнять в ориентировке в пространстве (1, 13) 1 час

7

Сравнение по высоте Упражнять в счете в пределах 3;

- учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения;

- учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников;

- находить в окружении одинаковые по высоте предметы (1, 15) 1 час

8

Треугольник

Закреплять названия геометрических фигур;

- учить находить предметы названной формы;

- составлять предмет из треугольников;

- сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения

(1, 17) 1 час

Декабрь

9 Раньше, позже Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше», «позже», тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже»;

- закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар (2, 102) 1 час

10

Число 4 Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4;

- учить считать в пределах 4;

- соотносить числительное с каждым из предметов;

- различать количественный и порядковый счет, раскладывать предметы правой рукой слева направо (1,25) 1 час

11

Квадрат Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

- закрепить счет до 4, умение определять и называть свойства

предметов;

- развивать внимание, память, речь,

воображение, творческие процессы (2, 111) 1 час

12 Состав числа 4 Познакомить с образование числа 4 и цифрой 4;

- учить считать в пределах 4, закрепить умение отличать количественный счет от порядкового (1, 31) 1 час

Январь

13

Порядковый счет

Упражнять в счете по порядку;

- закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой;

- составлять квадрат из счетных палочек;

- закреплять представление, о том, что количество предметов не зависит от их расположения; (1, 22)

1 час

14 Куб Сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

- закрепить представление об изученных фигурах, счет до 4, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по высоте (2, 116) 1 час

15 Куб, шар Учить обследовать куб и шар осязательно-двигательным способом;

- дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов;

- показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены (1, 20) 1 час

Февраль

16 Вверху, внизу Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать в умении понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;

- закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры (2. 120) 1 час

17 Сравнение по ширине Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения,

- закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов (2, 123) 1 час

18 Сравнение предметов по величине Учить сравнивать предметы по величине;

- устанавливать равенство между двумя группами предметов;

- различать количественный и порядковый счет;

- закреплять знания о частях суток (1, 37)

1 час

19 Сравнение предметов по высоте учить моделировать предмет из палочек одной длины;

- сравнивать предметы по высоте;

- ориентироваться в пространстве (1, 40) 1 час

Март

20 Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

- различать и называть части суток;

- находить одинаковые предметы;

- упражнять в счете (1, 42) 1 час

21 Число 5 Познакомить с образование числа 5 и цифрой 5;

- упражнять в сравнении полосок по длине;

- учить раскладывать брусочки в порядке убывания;

- отражать в речи результат сравнения (длиннее, короче и т. д.) (1, 44) 1 час

22 Счет до 5. Число и цифра 5. Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;

- закрепить счетные умения, умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов;

- закрепить умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству (2, 127) 1 час

23 Измерение предметов. Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки;

- ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление;

- упражнять в счете в пределах 5 (1, 48) 1 час

Апрель

24 Измерение предметов

(продолжение) Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки;- активизировать словарь (далеко – близко) (1, 50) 1 час

25 Порядковый счет Упражнять в счете в пределах 5;

- упражнять в сравнении предметов по величине;

- различение количественного и порядкового счета (1, 54) 1 час

26 Овал Сформировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки;

- закрепить счет до 5, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам (2, 132) 1 час

27 Внутри, снаружи. Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;- закрепить представление об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов (2, 137) 1 час

Май

28

Впереди, сзади, между. Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи;

- закрепить пространственные отношения «справа» - «слева», закон сохранения количества, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов (2, 141) 1 час

29 Пара Уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединенных общим признаком;

- закрепить счетные умения, геометрические и пространственные представления, умение сравнивать предметы по длине (2, 144) 1 час

30 Прямоугольник

сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;

- закрепить геометрические и пространственные представления, счет до 5, умение соотносить цифру с количеством (2, 148) 1 час

31 Числовой ряд Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от до 1;

- закрепить представления об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве (2, 154) 1 час

32 Ритм (поиск и составление закономерностей) Сформировать представление о ритме (закономерности, умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур;

- закрепить изученные геометрические фигуры, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач (2, 159) 1 час

Июнь

33 Счет до шести. Число и цифра 6 Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;

- закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар (2, 163) 1 час

34 Порядковый

счет Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифру 1-6 с количеством;

- закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право) (2, 168) 1 час

35 Сравнение по длине Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по длине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер;

- закрепить умение определять и называть свойства предметов, представление о числовом ряде, счет до шести, порядок следования цифр 1-6 (2, 171) 1 час

36 Счет до семи. Число и цифра 7. Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством;

- закрепить геометрические представления, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предмета, сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству (2, 175)

1 час

Июль

37 Повторение – числа и цифры 1-7 Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду;

- закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур (2, 179) 1 час

38 Сравнение по толщине Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине;

- закрепить счетные умения, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине (2, 182) 1 час

39 Сравнение по высоте. Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер;

- закрепить умение сравнивать численность групп предметов двумя способами, представление о числовом ряде, прямой и обратный счет до семи (2, 186) 1 час

40 План (карта путешествий) Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;

- закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления (2, 190) 1 час

Август

41 Счет до восьми. Число и цифра 8. Сформировать представление от числе и цифре 8, умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством;

- закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству (2, 194) 1 час

42 Сравнение по длине, ширине и толщине. Закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине;

- закрепить порядковый счет до 8, знание цифр 1-8 (2, 199) 1 час

43 Конус Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур;

- закрепить умение выделять и называть свойства предметов, представления об изученных геометрических фигурах, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами (2, 207) 1 час

44 Призма и пирамида Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур;

- закрепить счетные умения в пределах 8, представления об изученных геометрических фигурах, умение выделять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (2, 211) 1 час

45 Геометрические тела Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умение ориентироваться на плане-карте;

- порядковый счет, представления о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством (2,216) 1 час

Литература:

1. В. П. Новикова «Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. ;

2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. 2012г.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП дошкольного возраста «Творческая мастерская «Эврика» Математическое развитие детей– это одно из основных направлений подготовки детей к школе. Математика – это мощный фактор интеллектуального.

Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 199» Программа дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по театральной деятельности «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Большемонокский детский сад «Сказка» Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный дебют» I. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди.

Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет. Кружок «Пластилиновая ворона» Программа дополнительного образования «Пластилиновая ворона» для детей дошкольного возраста 3-5 лет. срок реализации программы – 2 года.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 - 2017 учебный.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание) Содержание первого года обучения с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (от 7 – 10 лет) Диагностическое обследование.

Рабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Куклы из бабушкиного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рабочую программу "Куклы из бабушкиного сундука" Данная программа кружка «Кукла.

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования для детей подготовительной группы «Волшебный пластилин» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою публикацию по теме "Рабочая программа работы кружка дополнительного образования.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Кружок «Веселая математика»
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 14:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Презентация «Викторина по сказке Джанни Родари» ко Дню рождения писателя для детей...
« Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это...
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и...
ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты; использовать в...