Папки-передвижки

Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет

Елена Шевцова
Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет

В данной публикации представлена только половина рабочей программы, так как по количеству символов размер превышает допустимые нормы. Вторая половина программы и нотные приложения будут опубликованы во второй части.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "УЛЫБКА"

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖОК

«ОЗОРНЫЕ ЛОЖКАРИ»

Возраст 5 - 7 лет

Публикация «Рабочая программа, Кружок „Озорные ложкари“ 5–7 лет» размещена в разделах

Составлена на основе примерной программы: «Обучение детей игре на ложках». Автор Новоскольцева И. А. (почетный работник образования России, соавтор программы «Ладушки»)

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Автор разработки: музыкальный руководитель

Шевцова Елена Александровна

г. Рославль

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Целевой раздел….…. 3

1.1. Пояснительная записка…. 3

1.2. Цели и задачи программы…. 5

1.3. Возрастные особенности музыкального развития детей (5-7 лет)6

1.4. Планируемые результаты освоения программы…7

2. Содержательный раздел ….10

2.1. Принципы и методы построения педагогического процесса….10

2.2. Основные способы и приемы игры на ложках…11

2.3. Музыкальный репертуар ложкарей…14

2.4. Работа с родителями…17

2.5. Методы поддержки детской активности и инициативы посредством музыки…18

3. Организационный раздел….20

3.1. Материально-техническое обеспечение программы…20

3.2. Структура занятия…20

3.3. Календарно-тематическое планирование…. 21

Списки рекомендуемой методической, учебной и нотной литературы…. 27

Список используемой литературы…29

Приложение 1. Универсальные способы и приемы игры на ложках…31

Приложение 2. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. «Веселая пальчиковая гимнастика» Н. В. Нищева. Разработано в соответствии с ФГОС….37

Приложение 3. Табель посещаемости. ….44

Приложение 4. Таблица результатов диагностики….45

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее»

Рабочая программа кружка «Озорные ложкари» составлена на основе примерной программы: «Обучение детей игре на ложках». Автор Новоскольцева И. А. (почетный работник образования России, соавтор программы «Ладушки»)

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Рославля Смоленской области.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Закон "Об образовании в Российской Федерации"29.12.2012 N 273-ФЗ.

• Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

• Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41

• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)

• Устав ДОУ

• Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Улыбка»

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.

Образовательная программа «Озорные ложкари» рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппой из 8- 10 человек 2 раза в неделю. Длительность одного занятия 25-30 минут.

Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей.

Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки с течением времени стали употребляться в народном музицировании. Теперь это – русский народный инструмент. При ударе выпуклыми сторонами друг о друга получается четкий «сухой» звук. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках.

Зародившись в далеком прошлом, искусство игры на этом инструменте до сих пор сохраняет многие свои традиционные черты. Специальных нотных записей для исполнения на ложках не было. Искусство игры на них зависело от фантазии исполнителя, а также от того, что можно было перенять у разных умельцев. Таким образом, накапливался опыт и приемы игры на самобытном народном инструменте.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовной культуры, развитие прочных связей с историей и бытом русского народа.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы.

• Обогащение духовной культуры детей через игру на деревянных ложках. Приобщить воспитанников к русской национальной культуре, дать детям нравственные устои.

Задачи.

Обучающие:

• Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

• Обучать основам техники игры на ложках, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

• Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки при игре на ложках.

• Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

• Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

• Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

• Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

• Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Развивающие:

• Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

• Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

• Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

• Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

• Развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный, ладовый и тембровый слух.

Направления работы:

• Знакомство с русскими народными инструментами, историей и традициями русского народа.

• Самостоятельное исполнение произведений на русских народных и самодельных музыкальных инструментах.

1.3. Возрастные особенности музыкального развития детей

(5-7 лет).

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности. С удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям. Могут вспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии. Согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.

Возраст 6-7 лет. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. Возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Ребенок может контролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности, согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет ассиметричные, разнонаправленные движения, умеет принять участие в музицировании экспромтом, подстроиться, найти свой ритм и способ игры на инструменте, может самостоятельно организовывать музицирование пьес в двухчастной форме, может выполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого, имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, удержание остинато, импровизирование ритма). При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей

Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Показатели оценки индивидуального развития детей:

На начало учебного года:

- Умение импровизировать.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

-Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.

-Умение слаженно играть в ансамбле.

-Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки, хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию.

-Уметь сочетать движения рук и ног.

-Оказывать помощь сверстникам.

-Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

-С желанием участвовать в любом виде деятельности.

-Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

К концу учебного года:

-Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

-Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения.

- Держать ложки одинаково на одном уровне.

- Знать приемы игры на двух ложках.

- Знать и уметь объяснить что такое «средства музыкальной выразительности» (лад, темп, ритм, динамика)

Критерии оценки уровня усвоения программы.

Уровень – ниже среднего.

Восприятие: Ребенок не проявляет интереса к музыке, может дать односложную характеристику произведению; не желает самовыражаться через импровизацию.

Игра на ложках: не всегда правильно применяет навыки игры, не правильная постановка рук, не может самостоятельно сыграть простые ритмические рисунки.

Ритм: слабо выдерживает заданный ритм, не может самостоятельно выложить ритмическую формулу на доске.

Творческая активность: Испытывает затруднения в решении творческих задач,

импровизациях.

Уровень – средний.

Восприятие: Ребенок охотно знакомится с новыми произведениями, различает

жанры, форму, тембры, нюансы; владеет музыкальными терминами.

Игра на ложках: музицирует с желанием, владеет правильной посадкой и постановкой рук, владеет навыками игры, умеет самостоятельно исполнять простые ритмические рисунки.

Ритм: хорошо выражено чувство ритма, выкладывает заданный ритм с паузами на доске.

Творческая активность: ребенок не всегда готов к импровизации, не всегда активен, но уверенно исполняет музыкальные произведения в коллективе.

Уровень – высокий.

Восприятие: ребенок проявляет стойкий интерес к музыкальному искусству, эмоционально сопереживает настроению, характеру музыки, смело выражает свои чувства в словах и в движении.

Игра на ложках: владеет правильной посадкой и постановкой рук, может исполнить любую партию в знакомом произведении, может придумать ритмический рисунок самостоятельно, готов быть солистом.

Ритм: ребенок легко воспроизводит заданный и придуманный ритмический рисунок, как в исполнении, так и на доске.

Творческая активность: обладает фантазией, воображением, умением импровизировать, готов к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение музеев народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.

2.1. Принципы и методы построения педагогического процесса.

Принципы построения педагогического процесса:

• Принцип фасцинации ;

• Творческой направленности;

• Игрового познания;

• Максимальной самореализации.

Методы и приемы обучения:

• Наглядные: показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;

• Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;

• Практические: (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).

Структура программы:

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – основной этап

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – заключительный этап

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.

Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа рассчитана на 1 года обучения для детей от 5 до 7 лет с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах».

2.2. Основные способы и приемы игры на ложках.

Как и при игре на любом другом музыкальном инструменте, ведущую роль на начальном этапе обучения, занимают правильные посадка и постановка рук обучающегося.

При игре на ударном инструменте (ложки являются народными ударными инструментами) главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения.

Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические

рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.

Существуют различные способы и приемы игры на ложках. Термин «способ» означает какую-то определенную исходную позицию ложек в руках исполнителя. Все способы между собой взаимосвязаны и происходят один от другого. По своим техническим возможностям они разные и не все применяются сегодня в игровой практике ложкарей. Некоторые способы игры на ложках дошли до наших дней в неизменном виде, другие почти забыты и практически встречаются очень редко. Применение различных приемов игры на ложках, орнамент движений рук – очень важный, чисто зрелищный элемент в этом виде искусства. Исполнители во время игры нередко меняют положение ложек в руках, при этом ложки сжимают пальцами каждый раз по-разному. Меняют и количество ложек во время игры: играют то на двух, то на трех, то на четырех и более. Играют стоя и сидя. Ложки могут находиться за поясом исполнителя (при игре стоя, в голенищах сапог, сжиматься коленями ног (при игре сидя). Все это говорит о существовании разных способах игры на них. При разных способах игры достигается различная окраска и сила звучания, создаются новые игровые комбинации (колена, а из всего этого складывается пьеса.

Прием игры на ложках – это специфическое звукоизвлечение, выполняемое определенным движением руки, от которого зависит характер прикосновения ложек к ложкам или к корпусу исполнителя. В итоге слышатся то одиночные, то дробные удары.

Способы и приемы игры на ложках, которыми могут овладеть дети дошкольного возраста:

• «Тарелочки» - держа ложки в каждой руке за черенки («ножки», повернуть их друг к другу выпуклой стороной («спинка»). Невысоко поднимая то одну, то другую руку, выполнять скользящие движения.

• «Солнышко» - выполнять круговые движения четвертными длительностями справа, наверху, над головой, слева и внизу, перед грудью. Усложнение: то же самое восьмыми длительностями.

• «Лошадка» - в левую руку положить ложку на ладонь, выпуклой стороной вверх и выполнять легкие удары поочередно по «спинке», по «ножке». Вариант: ложку держать высоко слева – удары в определенном ритме, затем перевести вправо – тот же ритмический рисунок.

• «Молоточек» - в правой руке две ложки. Одна зажата между указательным и большим пальцами, другая между указательным и средним, «спинка» к «спинке». Держать умеренно крепко. Выполнять удары по ладони левой руки, по коленям, по левому плечу, по колену сидящего рядом ребенка или по его спине. В положении сидя выполнять удары по вытянутой правой ноге, начиная с носка, потом по бедру, по животику, по вытянутой вверх левой руке, делая акцент по ладони левой руки. Выполнять то же самое, начиная с левой ноги.

Используя этот способ, можно играть на спаренных ложках.

• «Потолочек» - две ложки в правой руке. Левая рука слегка

отведена вправо. Выполнять удары по правому колену и по ладони снизу. То же самое – по левому колену и по ладони снизу.

• «Ключ» - удары по левому плечу, по правому колену, по

внутренней стороне стопы левой ноги, по ладони левой руки.

• «Лягушка» - одна ложка зажата между большим и указательными пальцами, ложка «спинкой» вверх, другая между указательным и средним, ложка «спинкой» вниз. Ложки держать параллельно друг другу. Большой палец придерживает одну ложку внизу, остальные в ковшике другой ложки. Опуская и поднимая пальцы, ложки соприкасаются и разъединяются. Получается удар. Выполнять это упражнение правой и левой рукой, а также двумя руками одновременно, приговаривая «ква-ква». Руки с ложками держать на уровне плеч.

• «Поцелуйчики» - в каждой руке по две ложки (прием «лягушка»). На «раз-два» стукнуть ложками два раза, руки на уровне плеч, на «три» - выполнить скрестное движение (правая рука с ложками сверху) и стукнуть четырьмя ложками друг о друга («поцелуйчик», на «четыре» - то же самое, только левая рука сверху.

• «Лягушка и комарик» - скользящий удар. Две ложки держать в левой руке, одна в правой. На «раз» выполнить скользящий удар одной ложкой по краю верхней ложки, потом по краю нижней ложки в левой руке, которые сразу же соприкасаются в ударе друг о друга. Удары можно выполнять к себе и от себя.

Вариант: на «раз» выполнить скользящий удар, на «два» -стукнуть ложкой по черенку нижней ложки в левой руке, на «три» - стукнуть по черенку верхней ложки, на «четыре»

правую руку с ложкой отвести вправо-вверх – «пауза».

«Тремоло» - левая пара ложек раздвинута, кисть раскрыта и находится в вертикальном положении так, чтобы парные ложки были одна над другой, а одиночная ложка тремолирует в пространстве между их головками. (Тремоло – итальянское слово «tremolo» означает «дрожащий»). В музыке этим термином называют очень быстрое повторение одного и того же звука.

Важно помнить, что ложки во время исполнения могут ломаться, поэтому замена их новыми делается спокойно по ходу игры. Нужно научить детей выходить, усаживаться на стульчики. Уход тоже должен быть отработанным.

Игровых вариантов исполнения очень много. В работе с детьми дошкольного возраста используются простые приемы по технике исполнения, т. к. координация движений еще не совершенна, мышцы пальцев рук не совсем крепкие. А несложные манипуляции с ложками дети осваивают постепенно и к 6-7 годам овладевают несколькими приемами с использованием разной манипуляции рук.

Владение различными приемами игры на ложках помогает детям в развитии чувства ритма, координации движений, слаженности исполнения в ансамбле.

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет
Опубликовано: 29 июля 2020 в 23:33
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД