Рабочая программа курса внеурочной деятельности по логопедии 5,6 классы

Ирина Свиридова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по логопедии 5,6 классы

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Логопедические занятия» направлена на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1, обеспечение условий для всестороннего развития личности обучающихся.

Нормативно-правовую базу разработки программыдля обучающихся с тяжелыми нарушениями речи составляют:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,58,59,60,66,75,79).

2. ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями.

3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).

4. СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. № 189 с изменениями и дополнениями от 24.11.2015г. № 81 (ОВЗ).

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).

9. Федеральный закон от 24.11.2013 года № 185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013г N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 N 30242).

11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ.

12. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 25 для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Программа предназначена для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1, имеющих трудности в обучении, связанных с недостаточно сформированной устной и письменной речью. Программа обеспечивает развитие фонематического восприятия, обогащение пассивного и активного словарей, развитие экспрессивной речи, формирование лексически-, грамматически- и семантически-правильной речи, как устно, так и на письме.

Цель курса: коррекция и развитие устной и письменной речи ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

Задачи курса:

Развитие навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза;

Расширение и обогащение словаря;

Коррекция стойких дисграфических и грамматических ошибок на письме;

Коррекция стойких дислексических ошибок при чтении;

Развитие правильной, красивой и четкой устной и письменной речи.

Программасвязана с предметными областями: русским языком, литературой. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Программа изучается в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе, 9 классе по два часа в неделю — 68 ч в год на каждой параллели.

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с русским языком и литературой.

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Уметь донести свою позицию до собеседника;

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Уметь согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

Содержание (Тема) Форма организации Вид деятельности

1 год обучения: 68 часов.

Введение.

Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.

Морфология.

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Корень и «главное» правило. Гнёзда родственных слов. Командует ударение. Значение слова. Зависимость от контекста. Как трудятся приставки? Для чего нам суффиксы нужны?

Антропонимика.

Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Происхождение отчеств. Прозвища.

Средства выразительности языка.

Всех скороговорок не перевыскороговоришь. Поговорки. Пословицы. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. Игры с синонимами. Секреты антонимов. Омонимы, их виды.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов. Познавательная, игровая, проектная, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой.

Коррекционно – развивающая деятельность:

выполнение различных письменных и устных упражнений, направленных на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся.

Познавательная деятельность:

выполнение тестов, составление кроссвордов и ребусов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц).

Проблемно –ценностное общение:

лекция с элементами беседы, выступление, рассказ; игра, турнир, путешествие, считалки и пр. практические виды деятельности.

6 класс

Содержание (Тема) Форма организации Вид деятельности

2 год обучения: 68 часов.

Введение.

Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово?

Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. «С русским языком можно творить чудеса!».

Морфология.

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Различай и отличай. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова

Части речи.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Нет той тайны, чтобы не была явна.

Лингвистические игры.

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Этика и этикет.

Телефонный разговор.Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике.Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Антропонимика.

Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. - Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: викторины, лингвистические игры, КВН, орфографическое лото, турниры, исследование, защита проектов. Познавательная, игровая, проектная, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой.

Коррекционно – развивающая деятельность:

выполнение различных письменных и устных упражнений, направленных на коррекцию и развитие письменной и устной речи обучающихся.

Познавательная деятельность:

выполнение тестов, составление кроссвордов и ребусов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц).

Проблемно –ценностное общение:

лекция с элементами беседы, выступление, рассказ; игра, турнир, путешествие, считалки и пр. практические виды деятельности.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№п/п Тема занятия Количество часов

1 Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Практикум. Путешествие. 2

2 Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц 4

3 Из чего строятся слова? Строительная работа морфем 6

4 Корень и «главное» правило. Гнёзда родственных слов 4

5 Командует ударение. 4

6 Значение слова. Зависимость от контекста 4

7 Как трудятся приставки? 4

8 Для чего нам суффиксы нужны? 4

9 Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” 4

10 Происхождение отчеств. Прозвища. Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра викторина. 4

11 Всех скороговорок не перевыскороговоришь 2

12 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Как определить значение фразеологизма. Практикум. 4

13. Анаграммы. Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок 4

14 Метаграммы, или превращение мухи в слона. Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов 4

15 Игры с синонимами. Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда 4

16 Секреты антонимов. Омонимы, их виды. Практикум. Решение языковых задач 4

17 Поговорки. Пословицы. Практикум собирание из “осколков” пословиц 4

18 Итоговое занятие за год. Конкурс «Знатоки русского языка». 2

Итого 68

6 класс

№ п/п Тема занятия Количество часов

1 Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов». 3

2 Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. 4

3 Не все годится, что говорится. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». 4

4 «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». 4

5. Каков человек, такова его и речь. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. 3

6 «С русским языком можно творить чудеса!». Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 4

7 Различай и отличай. Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. 4

8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами. 4

9 Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. 8

10 Нет той тайны, чтобы не была явна. Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике. 4

11 Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Телефонный разговор.Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». 4

12. В многословии не без пустословия. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. 8

13 По речи узнают человека. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике.Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи. 8

14 Что в имени тебе моем? История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта. 4

15 Итоговое занятие. Аукцион знаний. 2

Итого 68

Публикации по теме:

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по логопедии 5,6 классы
Опубликовано: 23 октября 2020 в 05:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Фотоотчёт по конструированию из бумаги в старшей группе «Корзинка с цветами для мамы»
Праздник «День Матери» - хорошая возможность продолжить формировать у детей дошкольного возраста желание заботиться о мамах, радовать их хорошими делами и...
ООД для детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «До...
Тема: "До свидания, осень! " ООД рассчитано на детей 2 лет. Цель: обобщить знания детей об осени через изображение её как уходящего времени года....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами конструирования и...
Тема занятия: Уроки тётушки Совы. Возрастная группа: подготовительная к школе. Тип занятия: занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами...