Получи документы

Рабочая программа «Маленький исследователь»

Татьяна Московкина
Рабочая программа «Маленький исследователь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 174 «Микроша»

Программа

Дополнительная образовательная услуга

«Маленький исследователь».

Воспитатель:

Московкина Т. И.

г. Чебоксары

Содержание.

Паспорт программы

стр.

1.

Пояснительная записка

4

1.1.

Возрастные особенности

4

1.2.

Количество занятий

4

1.3.

Цели и задачи Программы

5

1.4.

Планируемые результаты

5

2.

Публикация «Рабочая программа „Маленький исследователь“» размещена в разделах

Содержание Программы

5

2.1.

Формы, методы и приемы

5

2.2.

Условия реализации программы

6

3.

Проектирование процесса

6

4.

Актуальность программы

6

Литература

7

Паспорт Программы

1

Наименование программы

«Маленький исследователь»

дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательно-речевой направленности

2

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

СанПиН 2.4.1.3049 - 13

Устав МБДОУ ЦРР ДС №71 «Радость»

Приказ «Об организации дополнительных образовательных услуг»

3

Заказчик программы

родители (законные представители) воспитанников

4

Организация исполнитель программы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

5

Целевая группа

Дети 2 младшего дошкольного возраста 3-4 лет

6

Цели программы

развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты, активизировать у детей творческие способности ребенка

7

Задачи программы

1. Формировать у детей начальные основы системы знаний о живой и неживой природе

2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

3. Развивать умение делать выводы, умозаключения

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

8

Ожидаемый результат

1. Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

2. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях

3. Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

9

Срок реализации программы

1 год

1. Пояснительная записка

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду.

Программа «Маленький исследователь» составлена на основе методического пособия Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» и пособия О. В. Дыбиной В. В. Щетининой, «Неизведанное рядом».

1.1. Возрастные особенности

Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

1.2. Количество занятий.

Занятия проводятся с группой детей 3-4 лет 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 20 минут. Всего -72 занятие в год. Количество детей в группе - Н человек.

1.3. Цели и задачи программы.

Цель: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Задачи:

1. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

3. Развивать умение делать выводы, умозаключения

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

5. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

1.4. Планируемые результаты

1. Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

1. Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях

2. Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

3. Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

2. Содержание программы

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

2.1. Формы, методы, приемы проведения занятия.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

2.2. Условия реализации программы

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

3. Проектирование процесса

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

4. Актуальность программы

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников — экспериментирование, которое дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активируются его мыслительные прцессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Идет развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, обогащается словарь. Детское экспериментирование характеризуетсявысоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Волшебное мыло и мыльные пузыри»

Цель: закрепить представление о свойствах мыла и его назначении путем экспериментирования

3. «Отражение»

Цель: показать, что вода и некоторые другие предметы могут отражать окружающие предметы

4. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

5. «Растения на участке осенью»

Цель: Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличия их по внешнему виду, уточнять представления детей о садовых работах осенью, активизировать словарь, учить делать гербарий)

6. «Водяная мельница»

Цель: сформировать знания о том, что вода приносит пользу человеку и может заставить работать другие предметы

7. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

8. «Куда девалась лужица?»

Цель: Показать детям, как губка впитывает воду

Октябрь

1. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы, развить мыслительный процесс, мелкую моторику, активировать словарь.

2. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.

3. «Что такое облако, дождь, гроза?»

Цель: дать представление об испарении воды, образование облаков, электрическиз разрядов в доступной форме, познакомить с правилами поведения во время грозы.

4. «Знакомство с паром»

Цель: знакомить детей с паром, убедиться в том, что пар состоит из воды.

5.«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

6. «Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость

7. «Нырки»

Цель: познакомить детей со свойствами воды и воздуха, развить любознательность, воспитывать самостоятельность.

8. «Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Ноябрь

1. «Как обнаружить воздух?»

Цель: продолжить формировать представления детей о том, что воздух есть внутри человека, помочь обнаружить его.

2. «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

3. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

4.«Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

5. «Растворимость веществ»

Цель: подвести детей к пониманию, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде

6. «Что в коробке?»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

7. «Уличные тени».

Цель: помочь детям узнать, как образуется тень

8. «Свет повсюду»

Цель: познакомить с природными источниками свкета (солнце, луна, костер) и искусственными (лампа, фонарь, свеча).

Декабрь

1.«Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

2. «Доброе, хорошее солнце»

Цель: уточнять знания детей о солнце осенью, формировать умение определять погоду по приметам.

3.«Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

4. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

5. «Наши помошники — органы чувств»

Цель: познакомить детей с органами чувств, дать понятие, где живет эхо, как нам помогает слух, зрение, обоняние.

6. «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

7. «Найди по звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

8. «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию возникновения звука с помощью музыкальных инструментов

Январь

1. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2. «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Знакомство со снежинкой»

Цель: знакомить со строением снежинок и их разнообразием, учить пользоваться лупой.

4. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

5. «Что прячется в белых снежках?”

Цель: познакомить детей с тем, что снег содержит различные нерастворившиеся вещества путем растапливания снега и фильтрования.

6. «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

7. «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

8.«Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1. «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.

2. «Сравнение льда и снега»

Цель: учить сравнивать свойства, которыми обладают лед и снег (цвет, рыхлость, хрупкость, таяние).

3. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

4. «Песочная фантазия»

Цель: расширить кругозор детей, закрепить знания о свойствах песка, развить образное и логическое мышление, тактильную чувствительность, мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу.

5. «Почему раздувается песок?»

Цель: способствовать расширению представлений о свойствах сухого песка раздуваться в разные стороны, развить речевое дыхаение, умение составлять простейшие причинно-следственные связи, воспитывать интерес к опытной деятельности.

6. «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

7. «Какие следы остаются на влажном песке?»

Цель: расширить представления детей о свойствах влажного песка оставлять следы и отпечатки, развить умение делать разнообразные отпечатки рук, различать геометрические фигуры.

8. «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Март

1. «Какая бывает земля?»

Цель: формировать представление детей о свойствах земли.

2. «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

3. «Как устроено растение?»

Цель: познакомить с разнообразием растений, учить находить главные его части, рассматривать гербарий.

4. «Как растения пьют воду?»

Цель: дать представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья

5. «Кусты, деревья».

Цель: учить классифицировать и обобщать растения по определенным признакам, познакомить со строением растений, воспитывать чувство прекрасного.

6. «Где прячутся семена?

Цель: показать детям, где образуются семена растений, их отличия друг от друга (по размеру, форме, цвету, издаваемому звуку в баночке)

7. «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

8. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Апрель

1. «Каждому камешку свой домик»

Цель: учить клаффицировать камни по форме, размеру, цвету, особенности поверхности (гладкие, шероховатые, показать детям возможности использования камней в игровых целях.

2. «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Поплывет не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.

4. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

5. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

6. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

7. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

8. «Знакомство с резиной и сравнение ее с деревом»

Цель: познакомитьсо свойствами резины и сравнить ее со свойствами дерева с помощью обследования и экспериментальных действий

Май

1. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Мокнет - не мокнет?»

Цель: выяснить с детьми, какие материалы, как пропускают воду.

4. «Мел»

Цель: знакомить с природным материалом мелом и его свойствами

5. «Что заменит черный карандаш?»

Цель: дать представление об угле, выявить его свойства.

6. «Увеличительные стекла»

Цель: учить с помощью лупы рассматривать мелкие предметы, учить сравнивать, что видно через лупу, простое стекло, цветные стекла.

7. «Магнит и его свойства»

Цель: знакомить детей с магнитом, выявить способность магнита притягивать некоторые предметы, выявить прохождение магнитных сил через различные материала и вещества.

8. «Экологическая тропа».

Цель: развить умение наблюдать, рассматривать обьекты живой и неживой природы.

Публикации по теме:

Инновационная долгосрочная программа «Маленький пешеход» 1. Пояснительная записка Программа «Маленький пешеход» разработан для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали.

Методические рекомендации для родителей «Маленький исследователь» (2–3 года) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей на тему «Маленький исследователь». Группа раннего возраста (2-3 года) Новые знания можно получать.

Рабочая программа Пояснительная записка. Одним из важных направлений в работе с детьми 4-5 лет является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера-это.

Рабочая программа «Маленький пешеход» (социально-коммуникативное развитие). Возраст детей 5–7 лет Актуальность Программы. Проблема дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем.

Рабочая программа по кружку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер.

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) СТАРШАЯ ГРУППА Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Рабочая программа (продолжение) Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять.

Рабочая программа (продолжение) Обоснование трехчастной структуры физического занятия. В начале вводной части делаются строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну.

Рабочая программа (продолжение) 2.5. Описание части образовательной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса На современном этапе развития общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Маленький исследователь»
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 16:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД