Получи документы

Рабочая программа музыкального руководителя

Светлана Твердохлебова
Рабочая программа музыкального руководителя

Рабочая программа музыкального руководителя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Богучарский детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Принято на заседании «Утверждаю» :

педагогического совета заведующий МКДОУ «Сказка» Протокол №1 ___Кучмасова В. А

«» августа 2020 г. «»августа 2020 г.

.

Рабочая программа

музыкального руководителя

Публикация «Рабочая программа музыкального руководителя» размещена в разделах

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»

на 2020 – 2021 учебный год

Музыкальный руководитель

Твердохлебова Светлана Викторовна, ВКК

г. Богучар 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка. Актуальность…. 3

2. Цель и задачи… 4

3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы….

4. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет….

5. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет….

6. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 5-6 лет….

7. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 6-7 лет …

8. Нормативно-правовые документы…

9. Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы

5

6

7

7

9

11

II. Содержательный раздел

1. Содержание образовательной работы с детьми. Взаимодействие музыкального руководителя с профильными специалистами….

12

2. Формы, способы, методы и средства реализации программы….

3. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 3-4 года …

4. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 4 – 5 лет ….

5. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 5 – 6 лет ….

6. Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста 6 – 7 лет….

7. Формируемая часть программы. НРК в музыкальном развитии детей….

8. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 13

15

27

40

53

75

78

Ш. Организационный раздел

1. Структура реализации образовательного процесса. Условия реализации рабочей программы. Материально-техническое обеспечение….

2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…

3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания….

82

84

87

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

Актуальность.

В последнее время в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:

Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;

Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;

Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.

Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И. Новоскольцевой и И,Каплуновой (издательство «Композитор» г. Санкт-Петербург» 2000, и в соответствии с основными нормативно – правовыми документами.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой) и парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Рабочая программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Основой для разработки рабочей программы стали следующие нормативно – правовые документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам дошкольного образования»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

В рабочей программе учтены культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к проблеме развития детей дошкольного возраста и направлена она на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) развитие.

Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста и направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

2. Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности.

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, используя знания в процессе разнообразных видов деятельности.

Задачи:

• Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства;

• Развивать музыкальные способности, детское музыкальное творчество

• Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности;

• Формировать элементарные представления о видах музыкального искусства, в том числе национального;

• Развивать воображение, любознательность и творческую активность

• Воспитывать уважительное отношение к культуре народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;

• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.

- Учет возрастных особенностей воспитанников.

- Гендерный подход к используемому репертуару.

- Последовательное усложнение поставленных задач.

- Принцип преемственности.

- Принцип положительной оценки.

- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.

- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.

Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 3-4 лет.

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление.

Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию

приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

4. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет

Первое познание жизни, искусства, творчества. «Исследователи». Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями.

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука, опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры,

Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Развитие и обогащение двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений, координации слуха и голоса, певческих навыков. Развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность, импровизировать

6 .Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 5-6 лет

Освоение жизни, искусства, творчества. «Философы и изобретатели».

Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети осваивают социальные отношения и понимают подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, формируются операции логического сложения и умножения классов.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность.

Певческие интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая координация. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, образ Я.

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но большой мир музыки. Дети старшего возраста более заинтересованно слушают музыку и самостоятельно оценивают ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш, выделяют отдельные средства музыкальной выразительности, различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром.

Дети шестого года жизни могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.

В музыкально-ритмической деятельности дети хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений. В танцах, музыкальных играх они способны выразительно передавать музыкальный образ, с помощью и без предметов.

В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре небольшие пьески и русские народные потешки.

7. Краткая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 6-7 лет

Погружение в жизнь, искусство, творчество. «Практики и прагматики».

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровое пространство усложняется. Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение. Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Эмоциональная отзывчивость на музыку детей в старшем дошкольном возрасте — ведущая составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем, его настроении. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания.

Отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).

В процессе активного восприятия музыки ребенком реализуется его естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на исполнительскую деятельность, они много импровизируют в пении, танцах, в играх. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

Дети данного возраста на конец учебного года различают жанры произведений; поют в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально и коллективно; ритмично двигаются под музыку, самостоятельно инсценируют песни, хороводы; умеют выполнять танцевальные движения; умеют играть мелодии на металлофоне.

8. НОРМАТИВНО– ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МоиН РФ от 17.10.2013 № 1155);

Конституция РФ, ст. 43,72

Конвенция о правах ребенка (1989г.)

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).

9. Целевые ориентиры освоения воспитанниками рабочей программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию следует считать

-сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку,

-умение выразительно передавать музыкальные образы,

-воспринимать и передавать в пении, в движениях основные средства выразительности музыкальных произведений,

-сформированность двигательных навыков и качеств (точность движений, пластичность,

-умение передавать игровые образы, используя песенные и танцевальные импровизации,

-проявления самостоятельности и творчества, активности в разных видах музыкальной деятельности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Содержание образовательной работы с детьми.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.

Учебный план на 2017-2018 г

Возраст ребенка Общее количество занятий Количество занятий в неделю Продолжительность НОД

от 3до 4 72 2 15 минут

от 4 до 5-ти 72 2 20 минут

от 5-ти до 6-ти 72 2 25 минут

от 6-ти до 7-ти 72 2 30 минут

Взаимосвязь музыкального руководителя с профильными специалистами

2. Формы, методы, средства реализации программы.

Формы проведения занятий:

1. Традиционное

2. Комплексное

3. Интегрированное

4. Доминантное

Структура музыкального занятия :(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

1. музыкально – ритмические движения

2. развитие чувства ритма, музицирование

3. пальчиковая гимнастика

4. слушание, импровизация

5. распевание, пение

6. пляски, хороводы

7. игры

Формы педагогического взаимодействия

Различные формы деятельности НОД Музыка в повседневной жизни

Консультации для воспитателей Праздники Развлечения Групповая Подгрупповая Индивидуальная Режимные моменты Самостоятельная

деятельность

детей

Групповая форма НОД:

Методы и приемы: наглядный - рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям; словесный - беседы о композиторах, практический - прослушивание, разучивание и повторение песен, инсценировка песен.

Средства: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах.

НОД индивидуальная:

Методы и приемы:практический - разучивание сольных песен, инсценировок, танцев.

Средства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Методы и приемы: наглядный -рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям;практический–слушание.

Средства: пение, слушание, музыкально-ритмические движения.

Самостоятельная деятельность:

Методы и приемы: наглядный – рассматривание иллюстраций к музыкальным произведениям; практический – прослушивание, заучивание и повторение песен.

Средства: пение, слушание, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах

Взаимодействие с семьей:

Формы: консультации, рекомендации, памятки, папки-передвижки, анкетирование, концерты, утренники, развлечения совместные с родителями, фотовыставки.

Перспективное планирование музыкальной деятельности в группе дошкольного возраста от 3 до 4 лет

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ РЕПЕРТУАР

С Е Н Т Я Б Р Ь Музыкальные занятия

Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Развивать у детей музыкальную отзывчивость. Учить различать разное настроение музыки (грустное, веселое, злое). «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка» Д. Б. Кабалевского

• Развитие голоса Воспитывать интерес к классической музыке. Различать низкие и высокие звуки «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой

Пение • Усвоение песенных навыков Учить петь естественным голосом, без выкриков, при-слушиваться к пению других детей. Правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения «Ходит осень», «Грибочки», «Урожай» Т. Ломовой

Музыкально-ритмические движения : • Упражнения • Пляски • Игры Упражнять детей в бодрой ходьбе, легком беге, мягких прыжках и приседаниях. Воспитывать коммуникативные качества у детей. Доставлять радость от игры. Развивать ловкость, смекалку «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнеси-ной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны.

«Колобок», р. н. м. ; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. Флотова

II. Самост. музыкальная деятельность Использовать попевки вне занятий Колыбельная для куколки М. Красева

III. Праздники и развлечения Воспитывать эстетический вкус, создавать радость «У солнышка в гостях»

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа музыкального руководителя
Опубликовано: 6 января 2021 в 13:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД