Папки-передвижки

Рабочая программа «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села»

Скворцова Ольга
Рабочая программа «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села»

1. Пояснительная записка

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Публикация «Рабочая программа „Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села“» размещена в разделах

• Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.

Воспитывать уважение к труду.

• Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края. .Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.

Знакомить детей с символами края: гербом, флагом.

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Содержание программы

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.

Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

В старшем возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, орга низация жизни детей по народному календарю.

Моя семья — семейные фото альбомы, самодельные книги на тему

«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

Родной край — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг, герб).

Родная страна — карта России

(хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны; символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему

«Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме

и т. п.

Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и

тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

Великие соотечественники - портреты, художественная литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал : лабиринты, кроссворды на знание родного края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования должны содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.

Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

Уголок нравственно - патриотического воспитания постоянно пополняется: символикой страны, области, родного города; альбомами с фотографиями родного города, столицы области, страны; книгами писателей родного города; литературой по патриотическому воспитанию.

На полочке красоты выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Проводятся беседы о работах народных мастеров, в которых помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Необходимо постоянно накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников : перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальная и физкультурная ОД, праздники и развлечения. В ОД по физическому развитию разучивайте подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В ОД по изобразительной деятельности знакомьте детей с разными видами народной росписи.

Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого детям рассказывается, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Показываются иллюстрации, оформляются семейные фотоальбомы, записываются детские рассказы об интересных событиях в семье, проводятся увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй».

После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями г. Курска, необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группах создали уголок безопасности, где совместно с детьми изучаются правила дорожного движения. Воспитатели с детьми старшего возраста посещают городской краеведческий музей, музей ЮЗР, археологический музей где знакомятся с историей города.

Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детском саду проводятся тематические досуги, в канун 9 мая организуются экскурсии к Вечному огню, триумфальной арке.

Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем необходимо проводить экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини-походы.

Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия. В детском саду стали традиционными проведение Дня открытых дверей, досуги ко Дню матери, игры, игры-путешествия, экскурсии, государственно-гражданские праздники, международные праздники : Международный женский день, День защиты детей, выпуск в школу, а также народные и фольклорные (Святки, Коляда Масленица), Осенины, конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».

Календарно-тематический план

работы по нравственно-патриотическому воспитанию

с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц №

п/п Название темы Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями.

СЕНТЯБРЬ 1 С чего начинается Родина?

Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства. Беседа «моё Отечество»

2 История возникновения родного села Антоньевка

Закрепить знание о родном селе, основных достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения села Антоньевка Встреча с атаманом казачьей станицы Антоньевская Пичугиным Михаилом (рассказ о возникновении станицы)

3 Природа и животный мир Алтайского края

Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе род родного края. Игра путешествие «Кто где живёт?»

4 Наши предки славяне

Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Консультация для родителей «Из истории наших предков».

Русские народные игры.

ОКТЯБРЬ 1 Как жили люди в древней Руси?

Продолжить знакомство с бытом русского народа.

Познакомить с традициями родного села. Фольклорный праздник «Как мы жили в старину».

2 Отражение русских традиций в национальном костюме

Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. Знакомить с русской старинной одеждой. Экскурсия в дом культуры для знакомства с народным костюмом.

3 В русской избе

Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину; Закрепить представления детей об обстановке в казачьей избе, утвари и мебели; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. Экскурсия в музей дома культуры «Казачья изба».

4 Как выращивают хлеб на полях Алтайского края?

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Хлеб - итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Познавательная беседа с детьми «Хлеб – всему голова»

Разыгрывание украинской сказки «Колосок».

НОЯБРЬ 1 Окрестности моего села

Воспитывать бережное отношение к природе. Экскурсия на реку Ануй

3 Символика Алтайского края: герб, флаг, гимн

Формировать у детей представление об официальных символах Алтайского края. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю Прослушивание Гимна Алтайского края и авторской песни о селе Антоньевка.

Рисование детьми флага России.

4 Памятники и достопримечательности родного села

Дать знания о памятниках и достопримечательностях родного села. Экскурсия к строящейся часовне.

ДЕКАБРЬ 1 Игра-путешествие по родному селу

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Развивать монологическую речь детей: закрепить умение составлять рассказы-описания о достопримечательностях родного села. Сюжетно-ролевая игра «Мы – экскурсоводы».

Фотовыставка «Моё любимое село».

2 Все работы хороши, выбирай на вкус

Систематизировать знания детей о сельских профессиях. Презентация на тему «Профессии тружеников нашего села»

3 Кто, где работает?

Дать знания о профессиях людей в родном селе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Рассказы родителей о своих профессиях.

Сюжетно– ролевые игры : «Пекарня», «Ферма», «Гараж».

4 Интересные люди нашего села

Дать знания о профессии художник,кузнец. Воспитывать Эстетический вкус. Познакомить детей с местным художником Скворцовым В и кузнецом Гаенко И

ЯНВАРЬ 1 Село моё родное

Закрепить знания детей об истории родного села, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за своё село, стремление сделать его лучше. Конкурс знатоков родного села

2 Москва – столица нашей Родины

Уточнить и расширить знания о Москве, о том, что такое столица. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. Беседа «Главный город страны»

Прослушивание музыкальных произведений о Москве.

3 Россия – Родина моя!

Закрепить знания детей о природе России, русском национальном костюме, о русских сказках, потешках. Воспитывать любовь к Родине. Вызывать чувство восхищения красотой природы. «Здравствуй зимушка-зима»-развлечение.

Театрализованная деятельность-разыгрывание сказки «Зимовье зверей»

4 История России. Символика страны: герб, флаг, гимн

Познакомить с историей возникновения страны, с символикой. Воспитывать у детей интерес к стране, чувство любви и гордости за свою страну.

Изготовление стен газеты «Моя страна Россия»

(коллективная работа :родители, дети, воспитатели)

ФЕВРАЛЬ 1 Охрана границы

Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Познакомить детей с трудом пограничников. Воспитывать уважение к Российским воинам Сюжетно ролевая игра с привлечением родителей «Зарница»

Беседа: «Лучшие друзья пограничников»

2 Летят самолёты

Воспитывать у детей чувство гордости за наших славных воинов - лётчиков. Привлечь их внимание к празднику - Дню защитника Отечества Заучивание стихотворений к празднику «Нашей Армии любимой день рождения в феврале»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

3 Наша Армия родная

Формировать представление о родах войск Российской армии. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. Праздник «Нашей Армии любимой день рождения в феврале»

4 Защитники родного села.

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Рассказать детям о защитниках родного села в военное и мирное время Рассказ пап, служивших в армии, о службе.

Знакомство с военной формой

МАРТ 1 Щедрые дары природы

Познакомить детей с лекарственными растениями, с лесной «аптекой». Расширять знания о природе России. Экскурсия в аптеку.

Сюжетно-ролевая игра «Фито бар»

2 Мастера земли русской

Дать знания о промыслах в России, о народном прикладном искусстве. Познакомить с трудом мастеров зодчества. Экскурсия в школу. Знакомство с работой кружка «Берегиня»

3 Наша добрая матрешка

Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки Презентация «Наша добрая матрешка»

Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

(конструирование)

4 В гостях у городецких мастеров

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремление подрожать народным мастерам. Учить составлять описательные рассказы об изделиях умельцев.

АПРЕЛЬ 1 Фольклорный праздник

Воспитать интерес у детей к казачьим традициям. Фольклорный праздник «Эх. Казачата»

Встреча с участниками детского ансамбля «Казачок»

2 День Космонавтики

Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полё т человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

3 Подземные богатства России

Закрепить знания

Познакомить детей с подземными богатствами нашей страны: нефть, газ, ископаемые.

Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны. Игра – путешествие «Подземное царство»

Изготовление плаката «Наша хрупкая планета»

4 Культура и традиции русского народа

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре.

Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями Посещение концерта Антоньевского казачьего хора (с родителями)

МАЙ 1 9 мая - День Победы

Закрепить знания детей о днях воинской славы.

Дать знания о детях-героях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

2 Что такое героизм?

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. Беседа о героизме

3 Казачья слава

Дать детям знания о славных войнах казаках Разучивание казачьих военных песен, игр.

Знакомство с оружием казаков.

4 Земля – наш общий дом

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства. Развивать творческое воображение и музыкальное мышление, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации. КВН «Машина времени»(путешествие в прошлое настоящее и будущие России)

Используемая литература

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.

Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.

Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.

Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.

Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.

Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.

Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

Пичугин М. Е «Село моё Антоньевка»

Архивные материалы Петропавловского музея

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм, как мы знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской.

Консультация для родителей «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда Оглавление. Введение---3 §1Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами.

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Патриотизм и патриотическое воспитание дошкольников. 2. ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников. 3.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Д. С. Лихачев Актуальность. События последнего.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Презентация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника посредством осмысления истории своей семьи» Методический паспорт проекта. Тип проекта: По направленности: познавательный. По форме организации: игровой, взросло-детский. По продолжительности:.

«Все начинается с Детства!» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Что такое чувство патриотизма? Оно не может быть определено несколькими словами, так как оно многогранно по содержанию, и не может быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Нравственно — патриотическое воспитание старших дошкольников на материале истории родного села»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 18:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД