Получи документы

Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Анастасия Перелыгина
Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», а также в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании,

Публикация «Рабочая программа, Образовательная область „Познавательное развитие, Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года,

3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»,

4. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;

5. «Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ N 2106 от 28.12. 2010 г.

- ориентирован на Концепцию дошкольного воспитания,

учитывает основные положения:

- инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»,

- инструктивного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»

- Устава.

Содержание Рабочей программы (далее – Программа) ориентировано на развитие математических способностей детей 3 – 4 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения и самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Цели Программы :

- раскрытие основных направлений математического развития детей 3 – 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

- введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;

- формирование основ математической культуры.

Задачи:

- развить потребность активно мыслить;

- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;

- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;

- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях Отделения по дошкольному образованию;

- развивать логическое мышление;

- формировать инициативность и самостоятельность;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм её усвоения;

- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);

- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);

- формировать простейшие графические умения и навыки;

- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении).

Все это позволяет обеспечить:

- равные возможности усвоения программы каждым ребенком;

- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

- развития познавательной деятельности;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию математических представлений в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками взрослыми, игре, занятиях, познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлении с художественной литературой);

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- формирование математических зависимостей и отношений;

- овладение математической терминологией;

- комплексный подход к развитию детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях : социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Срок реализации Программы : один учебный год.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

- соответствия развивающему образованию;

- сочетания научной обоснованности и практической преемственности;

- активности и самостоятельности;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы;

- создания условий для самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействия с семьей по реализации программы;

- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;

- поддержки индивидуальности и инициативы детей;

- развития умения работать в группе сверстников;

- построения программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- формирования учебных действий;

- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;

- личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

- возможности освоения Программы на разных этапах её реализации;

- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;

- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Ребенок умеет:

Количество и счет

- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Геометрические фигуры

- приемам обследования зрительно-двигательным путем;

- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Величина

- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени

- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Ориентировка в пространстве

- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя : налево, направо, вперед, назад.

Логические задачи

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

***

Целевые ориентиры

К концу года ребенок:

- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

- понимает значение вопроса «Сколько?» и правильно отвечает на него;

- называет числительные по порядку в пределах пяти;

- относит последнее числительное к ко всей пересчитанной группе предметов;

- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

- понимает, что фигуры могут быть разного размера;

- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров, по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использует в речи результаты сравнения;

- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

- правильно называет времена года: осень, зима, весна, лето;

- обозначает словами положение предмета относительно себя;

- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Условия реализации рабочей программы

Материально-техническое оснащение :

компьютер;

проектор;

экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методическое пособие «Математика для детей 3 – 4 лет»

Рабочая тетрадь «Я начинаю считать»

Демонстрационный дидактический материал «Математика для детей 3 – 4 лет»

Список литературы:

Колесникова Е. В. Математика для детей 3 – 4 лет : Учебн. -метод. Пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 56с. (Математические ступеньки)

Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. М., 2012.

Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал 2-е изд. М., 2012.

Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155// Российская Газета. 2013. 31 декабря.

Белая К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. – М. : ТЦ Сфера, 2015.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

Публикации по теме:

Конспект НОД, образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Конспект НОД, образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для слушателей курсов повышения.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»
Опубликовано: 16 июня 2015 в 20:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД