светлана зотова
Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы «Рукодельница»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Тематический план работы кружка.
Пояснительная записка
Особенности программы: Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать игрушки-сувениры, игрушки-подарки к праздникам и дарить их воспитателям, родителям, друзьям что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы „Рукодельница“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные воспитанники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые, становятся более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т. д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития.
Программа «Рукодельница» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.
Занятия организовываются один раз в неделю по 30 минут.
Наполняемость групп - 7 детей.
В программе участвуют две группы (14 детей)
Форма подбора детей в группы свободная, состав группы - постоянный.
Форма работы – обьединение детей по возрасту, по объему получаемых знаний.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач.
Задачи программы:обучающие:
- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
- формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений.
- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, практические, наглядные
Место кружка в воспитательно – образовательном процессе:
Программа «Рукодельница» рассчитана на один год обучения. При планировании учебного процесса предусматривается как групповая форма организованной образовательной деятельности, так и индивидуальная.
Занятия организовываются один раз в неделю (четверг) по 30 минут во вторую половину дня.
(согласно Сан Пину). Программа рассчитана на 28 занятий.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями.
Результаты освоения программы:
дети должны
знать:
- правила подготовки рабочего места;
- правила безопасной работы с разными материалами и инструментами:
• Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
• Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.
• Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
• Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
• Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
• Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
- технологию шитья разными способами;
- область применения и назначение материалов и инструментов;
применять:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Методика работы с воспитанниками строится в направлении: - личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- стремлению к достижению успеха каждым воспитанником;
- практической направленностью деятельности;
- осуществлению межпредметных связей;
- использованию здоровьесберегающих технологий.
Новизна подхода к отбору содержания обучения определяет пригодность программы для
детей подготовительных к школе групп.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы:
1. Комарова Т. С, .Куцакова Л. В,.Павлова Л. Ю Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /
. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. .Куцакова Л. В Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М. : Совершенство,1999.
3. Куцакова Л. В «Творим и мастерим – М. Мозаика-Синтез, 2007.
4. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками; Ярославль,»Академия развития», 1997.
5. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде – М. : Просвещение, 1983.
6. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой Деятельности Учебное пособие для пед. институтов– М. : Просвещение, 1987.
Материально-техническое обеспечение программы:1. Катушки ниток разного цвета № 40-60.
2. Вязальные нитки.
3. Пуговицы с разным количеством дырочек – 60 штук.
4. Ножницы - 14 штук
5. Игла с большим ушком – 14 штук.
6. Игольницы – 2 штуки
7. Картон цветной – 4 пачки.
8. Бисер – 4 набора разного цвета.
9. Ткань в виде салфетки - 14 штук.
10. Альбом «Ручной труд в детском саду» Л. О. Гоман
План занятий кружка.
1. Тема: «Знакомство с иглой» (число занятий - 1).
Цель: Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; приучать в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.
Задачи: Учить отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать) .
Материал: Нитка, иголка, игольница, ножницы, (на каждого ребенка) используются на каждом занятии и далее не указывается.
2. Тема: «Закладка» (число занятий - 2) .
Цель: Учить делать шов «вперед иголку», подбирать нитки по цвету, сочетающиеся с цветом картона.
Задачи: Продолжать учить вздевать в иголку нитку, соединять два её конца, завязывать узелок.
Материал: Картон с пробитыми дырочками.
3. Тема: «Картинка в подарок маме» (к Дню Матери)
Шов «вперед иголку» (число занятий - 2) .
Цель: Учить делать шов «вперед иголку» в два приема. Приучать доводить начатое дело до конца.
Задачи: Учить детей сначала изделие прошивать швом «вперед иголку», затем изделие повернуть и шить этим же швом в обратную сторону, от конца к началу.
Материал: Цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.
4. Тема: «Ёлочка»
Шов «назад иголку» (число занятий - 2) .
Цель: Учить делать шов «назад иголку», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки.
Задачи: Учить делать в ткани прокол иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону.
Материал: Цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница.
5. Тема: «Украшение ёлочки бусами из бисера» (1)
Цель: Учить собирать бусы из бисера. Продолжать развивать умение подбирать бусинки по цвету.
Задачи: Учить делать бусы, собирая бисер на конец иглы и продевая на нитку.
Материал: Цветной картон с пробитым рисунком, нитки, иголка, игольница, бисер
6. Тема: Шов «Через край» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иголкой. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Задачи: Учить выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.
Материал: Лоскутки ткани, нитка, иголка.
7. Тема: «Веселый кошелёк» (число занятий - 2) .
Цель: Учить изготавливать кошелёк из картона (открытки) швом «через край», подбирать открытку для своей «веселой закладки», сгибать её пополам, так чтобы все стороны и углы совпадали; аккуратно сшивать. Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить закладку для книг.
Задачи: Уметь делать прокол иголкой снизу вверх, вести нитку по краю изделия и снова делать прокол, но теперь иголкой сверху вниз; стараться делать проколы на одинаковом расстоянии, тогда шов «через край» получится ровный, красивый., кисточки
Материал: Двойной картон (открытка) вытянутой прямоугольной формы, нитка, иголка.
8. Тема: «Футляр для расчески, ручки» (число занятий - 2) .
Цель: Учить изготовлять футляры для ручек, расчесок (по выбору) ; шить по картону швом «через край», следить за тем, чтобы нижние углы и стороны двух картонных прямоугольников совпадали.
Задачи: Продолжать учить вдевать нитку в иголку, делать узелок, шить швом «через край»; учить пользоваться картонной выкройкой, обводить её карандашом и вырезать.
Материал: Выкройки (шаблоны) из цветного картона.
9. Тема: «Кулончик для мамы» (число занятий - 2) .
Цель: Продолжать учить шить швом «через край»; формировать умение правильно пользоваться выкройкой (шаблоном) ; развивать вкус, внимание, желание делать подарки.
Задачи: Продолжать учить делать выкройку, накладывать шаблон на картон и, не сдвигая его с места, обводить карандашом, вырезать по линии; во время шитья следить за тем, чтобы все стороны совпадали, не смещались.
Материал: Выкройка (шаблон) из картона (открытки с цветами, простые карандаши.
10. Тема: «Попрыгунчик» (число занятий - 1) .
Цель: Научить изготавливать помпон из цветных ниток. Вызвать желание самим сделать
Игрушку, подбирать нитки, обыграть помпон с любимым домашним животным.
Задачи: Учить наматывать нитки на два круга.
Материал: Два картонных кружка, разноцветные вязальные нитки
11. Тема: «Игольница для бабушки» (число занятий - 2) .
Цель: Закреплять навык шить швом «вперед иголку», с изнаночной стороны оставляя для выворачивания отверстие; набивать подушечку ватой и зашивать швом «через край»; подбирать нитки к ткани, лоскутки для подушечки.
Задачи: Продолжать учить технике швов «вперед иголку» и «через край»; учить прикреплять готовую подушечку к картонной основе швом «вперед иголка», при этом с лицевой стороны делать маленький шажок а с внутренней стороны - шаг широкий.
Материал: Основа из картона, бумажные листочки, петушки, мишки, неваляшки, котики, цветные яркие лоскутки.
12. Тема: «Петельный шов» (число занятий - 1) .
Цель: Учить делать «петельный шов», который применяется для обработки края материала.
Задачи: Учить в этом шве степени укладывать вертикально. При выполнении шва следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия; затягивать петлю на край материала так, чтобы он не собирался.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
13. Тема: «Мешочки со шнурком для семян» (число занятий - 2) .
Цель: Учить шить мешочки для хранения семян швом «вперед иголка»; приучать выполнять работу качественно, аккуратно, пользоваться булавкой (при её вдевании в ткань работать двумя пальцами - большим и указательным) .
Задачи: Закреплять технику шитья «вперед иголка», мелким шажком, работы с ножницами, иголкой (ножницы передавать кольцами вперед, иголку - тупым концом и только с нитью; иголка в игольнице должна быть вколота в ткань и закреплена; булавки закрепить и убрать в баночку.
Материал: Ткань прямоугольной формы (16*12 см, булавки.
14. Тема: «Секреты пуговицы» (число занятий - 2) .
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. Учить подбирать нитки в тон пуговицы. Формировать навыки работы с иголкой и ниткой.
Задачи: Учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно.
Материал: Лоскутки ткани, нитки, иголка, игольница.
15. Тема: «Гномик» (число занятий - 2) .
Цель: Учить использовать пуговицы, кроме основного назначения, для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку.
Задачи: Учить вырезать кольцо из картона, сделать пазы; на нить определенной длины нанизать пуговицы, закрепить нить в пазах кольца; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду.
Материал: Картон, три пуговицы (глаза и нос, шерстяная пряжа двух цветов - для колпака и бороды.
16. Тема: «Массажный коврик» (число занятий - 2).
Цель: Учить пришивать пуговицы с разным количеством дырочек; воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике) ; формировать желание работать аккуратно.
Задачи: Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы (иголку воткнуть снизу, попав в дырочку пуговицы, вытянуть нитку до конца, затем воткнуть иголку в свободную дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани) .
Материал: Ткань (сукно, драп и т. д., пуговицы разной величины.
17. Тема: «Вышивание салфетки» (6 занятий)
Цель: Познакомить с тамбурным швом. Учить использовать тамбурный шов в вышивании по рисунку при помощи пяльцев; воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике) ; формировать желание работать аккуратно.
Задачи: Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч, аккуратно делать узелок).
Материал: Салфетка с мережкой, нитки, иголка, пяльцы, трафареты рисунков, мелки.