Папки-передвижки

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Азбука финансов»

Марина Новикова
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Азбука финансов»

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию кружка „Азбука финансов“» размещена в разделах

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения

необходимо на государственном уровне. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на

практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия

на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и

долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это

поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Общие сведения о МДОУ

№ Основные показатели Полная информация

1 Полное название образовательного учреждения

Сокращённое Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Колосок» с. Круглолесское

МДОУ д/с № 32 «Колосок»

2 Юридический адрес

Фактический адрес 356312 Ставропольский край Александровский район с. Круглолесское,ул. Московская 6А

356312 Ставропольский край Александровский район с. Круглолесское,ул. Московская 6А

3 Режим работы ДОУ

9-часовой, с 7.30 до 16.30

4 Заведующий МДОУ

Иншакова Юлия Юрьевна

5 Воспитатель:

Новикова Марина Сергеевна

МДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

- Устав, зарегистрирован:

- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности регистрационный № ___ от ___; ___№ ___

Срок реализации программы -1 год (2018-2019)

1.2. Цели и задачи рабочей программы по дополнительному образованию

Целью рабочей программы - сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи - сформировать первичные экономические понятия;

- воспитывать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- развивать умение у детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

1. 3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы по дополнительному образованию

Новизна программы заключается в том, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке (для каждого человека) и в консолидированном виде – для экономики в целом. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно- тематическим занятиям, деловым, сюжетно-ролевым играм, дидактическим играм, вечерам досуга и пр.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства научения с экономическим содержанием. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего возраста.

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

Основными участниками реализации программы являются : дети старшего возраста, родители (законные представители, педагоги.

Подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет – 13 детей.

Формы реализации программы : игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

Рабочая программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы ;

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы : принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Индивидуальные особенности воспитанников:

Списочный состав воспитанников: 13 человек

№ Ф. И. ребёнка 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья Наличие хронических заболеваний

1 Абайдулина Яна

2 Амиралиева Жанет

3 Бускина Виктория

4 Конюхов Александр

5 Лагунова Марина

6 Нечаев Павел

7 Понамарёв Тарас

8 Рудько Денис

9 Твердов Максим

10 Гаибов Зураб

11 Иншакова Анастасия

12 Курбанов Кирилл

13 Иванов Руслан

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23 Итого 13 детей

1.5. Основания разработки программы (документы и программно методические материалы).

-Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); - Приказ Министерства образования и науки Российской (документы и Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) с изменениями и дополнениями.

Срок реализации программы 1 год

1.6 Направленность образовательной программы

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1.7 Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.

По окончании реализации программы у обучающихся планируется сформировать следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких

людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

2. Содержательный раздел дополнительной общеразвивающей программы

2.1 План работы по программе

Название программы

Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год

«Азбука Финансов»

1 4 38

2.2 Содержание образовательной работы 6- 7 лет

Месяц Наименование разделов и тем

Сентябрь

1неделя «Бюджет»

2 неделя «Ресурсы»

3 неделя «Доход»

4 неделя «Расход»

Октябрь

1неделя «Купля продажа товаров» 1

2 неделя «Страхование» 1

3 неделя «Деньги» 1

4 неделя «Товар» 1

5 неделя «Сбережения (накопление)»

Ноябрь

1неделя «Сберегательный банк»

2 неделя «Банк. Банкир» 1

3 неделя «Банк» 1

4 неделя «Денежная прибыль» 1

Декабрь

1неделя «Бартер»

2 неделя «Товар и бережное отношение»

3 неделя «Необычные путешествия товаров»

4 неделя «Товар и реклама»

Январь

1неделя «Создание рекламы»

2 неделя «Деньги и цена»

3 неделя «Виды цен»

4 неделя «Рынок»

5неделя «Универсам. Продавцы товара»

Февраль

1неделя «Аукцион»

2 неделя «Все профессии нужны, все профессии важны»

3 неделя «Маленький бизнесмен»

4 неделя «Профессии страны Экономики»

Март

1неделя «Потребности. Виды потребностей»

2 неделя «Про решение людей и их последствия»

3 неделя «Ресурсы. Виды ресурсов»

4 неделя «Ограниченность ресурсов»

Апрель

1неделя «Валюта»

2 неделя «Орудия труда»

3 неделя «Разделение труда»

4 неделя «Экономия»

Май

1неделя «Экономика и экология»

2 неделя «Экономический К. В. Н.»

3 неделя «Обмен»

4 неделя «Экономический форум»

2.3 Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая

оценка производится в рамках педагогической диагностики.

Полученные результаты используются:

1. Для индивидуализации образования – поддержки ребенка, построения его

образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его

развития.

2. Для оптимизации работы с группой детей.

Объект

педагогической диагностики Формы и методы педагогической диагностики Периодичность проведения

педагогической диагностики Длительность проведения педагогической диагностики Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в процессе освоения по программе Наблюдение анализ продуктов детской деятельности 2 раза в год 2 недели Октябрь

Апрель

2.4 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному

отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Месяц Темы Формы работы Дополнительная информация

Сентябрь – 2018г. Финансовая грамотность как заказ и общества – апробация дополнительной общеразвивающей программы «Азбука финансов» Общие родительское собрание Выставка «Умные финансовые книги для детей»

Октябрь – 2018г. Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности

Ноябрь – 2018г. Рекомендации по созданию игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация Картотека игр – настольно печатные

(Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.)

Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.

Декабрь – 2018г. День финансовой грамотности Индивидуальные беседы с родителями Как средство обучения детей финансовой грамотности

Январь – 2019г. Портфолио как трудовая книжка Мастер – класс Совместное создание детей и родителей формы портфолио

Февраль – 2019г. Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу Индивидуальные беседы с родителями Создание денежного мини музея

Март – 2019г. КВН Экономическая игра Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры

Апрель – 2019г. Отчёт о проделанной работе за 2018- 2019 учебный год. Обще родительское собрание

Индивидуальные консультации Фотоотчёт «Юные финансисты»

Май – 2019г. Фестиваль по финансовой грамотности Итоговое мероприятие Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».

3. Организационный раздел

3.1 Максимально допустимая образовательная нагрузка (формы СОД, занятия)

(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26, с изменениями и

дополнениями

3.2 Материально – технические условия реализации программы

Содержание

1. Комплекс дидактических материалов:

- копилка с набором разных монет и банкнот

- счеты

- рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями)

- карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров

- картинки с изображением людей разных профессий

- картинки с изображением инструментов

- схемы для составления описательных рассказов

- плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты

- макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка

- «товары» для магазина: муляжи продуктов

- «товары» для дома

- таблички с ценами на все товары

- изображение пластиковой карты, две пластиковые карты

- таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами,

- «ценники»

- плакат с изображением пар товаров

- плакат с изображением внутреннего устройства банка

- таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка

- иллюстрации: договоры, чековая лента

- таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»

- полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты,

подносы

- сюжетные картинки

- карточки-картинки с изображением сказочных героев

- план-карта села, фото предприятий

2. Произведения детской художественной литературы (С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В.

Маяковский «»Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот

дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.,

сказки авторские и народные («Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик»,

«Мена»,, Ш. Перро «Кот всапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный

бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот»,, Толстой «Золотой ключик или

приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу

варил» и др., картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека

мультфильмов.

3. Материалы для детского творчества: цветная бумага и цветные карандаши, фломастеры, пластилин, клей ПВА, кисти, салфетки

4. Стенд на экономическую тематику, магнитная доска с магнитами, ноутбук

3.3 Режим организации НОД кружка

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, по 30 мин., возраст детей от 6-7 лет.

Место проведения: подготовительная группа.

Время проведения: 10:50 – 11:20 (среда).

Месяц

День недели Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Время проведения

сентябрь среда 1 4 10: 50-11:20

октябрь среда 1 5 10: 50-11:20

ноябрь среда 1 4 10: 50-11:20

декабрь среда 1 4 10: 50-11:20

январь среда 1 5 10: 50-11:20

февраль среда 1 4 10: 50-11:20

март среда 1 4 10: 50-11:20

апрель среда 1 4 10: 50-11:20

май среда 1 4 10: 50-11:20

Итого: 38

Публикации по теме:

Методическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 летМетодическая разработка программы кружка по дополнительному образованию «Музыкальная ритмика» для детей от 4 до 7 лет Методическая разработка программы кружка "Музыкальная ритмика" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет - это программа дополнительного.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Программа по дополнительному образованию. Кружок «Мастерская Винтика и Шпунтика» Программа для кружка конструирования и моделирования для детей 5-7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Техническое.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Рабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленностиРабочая программа по дополнительному дошкольному образованию художественно-эстетической направленности кружок «Творчество» Пояснительная записка Предлагаемая программа «Творчество» имеет художественно-эстетическую направленность, которая.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Бумажные фантазии» Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район Муниципальная бюджетная организация дополнительного.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» Рабочая программа по дополнительному образованию кружка по песочной терапии «Песочная фантазия» для детей дошкольного возраста 3-4 лет Срок.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок «Секреты природы» Рабочая программа дополнительного образования детей кружок «Секреты природы» Образовательная область: познавательное развитие Составитель:.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный пластилин» Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Азбука финансов»
Опубликовано: 27 апреля 2019 в 11:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД