МААМ-картинки

Рабочая программа по дополнительному образованию «Скоро в школу»

Валентина Золотарева
Рабочая программа по дополнительному образованию «Скоро в школу»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«СКОРО В ШКОЛУ»

ПОДГОТОВИЛА: ЗОЛОТАРЕВА В. Н. – воспитатель 1 КК,

МКДОУ дет/сад №2 общеразвивающего вида

р. п. Таловая Воронежской обл.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная образовательная программа.

Кружок «Скоро в школу».

Организация-исполнитель МКДОУ детский сад № 2, р. п. Таловая Воронежской обл.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Скоро в школу“» размещена в разделах

Возраст детей:

6-7 лет

Руководитель программы Воспитатель Золотарева В. Н.

Цель программы Развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных

способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

Направленность программы Социально - педагогическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за

исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагог.

Ожидаемые конечные результаты

программы

Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,

«предложение»; знать порядок букв (алфавит).

Различать гласные и согласные звуки.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

Свободно и осознанно читать простые слова.

Правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры.

Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце.

Развитие устной речи.

Проявлять интерес к родному языку.

Различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);

Уметь составлять и решать арифметические задачи;

Уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

Ориентироваться в тетради по клеточкам.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы :

по тематической направленности – социально-педагогическая,

по функциональному предназначению – учебно-познавательная,

по форме организации – кружковая,

по времени реализации – годичная.

Новизна программы состоит в следующем :

Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе.

Учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;

Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;

Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.

Актуальность.

Подготовка детей к школе на сегодня приобретает все большую актуальность. Во многом это связано с тем, что с проникновением западной культуры и ее ценностей, в стране меняются условия развития ребенка – развитие часто заменяется простыми изменениями. Ребенок развивается, его внутренний мир расширяется, но к реальному физическому миру это зачастую не имеет никакого отношения. Случается, ребенок, начинающий ходить в школу, может перечислить имена всех «смешариков», «фиксиков» и «Барбоскиных», знает, как проходить сложнейшие уровни в новейших компьютерных играх, но не знает, как называется страна, в которой он живет, чем река отличается от моря, не может на вид отличить букву от цифры. Конечно, не все дети такие. Все же, многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Иногда вполне удачно. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. В школе ребенок не начинает, а продолжает развитие. Обычно подразумевается, что научить ребенка всему, подготовить его к получению дальнейшего образования – обязанность школы. Но на практике это работает редко.

В действительности большинство школьных учителей предпочитает (и часто имеет к этому основания) уделять внимание тем детям, которые уже обладают каким-то уровнем подготовки, которые способны воспринимать школьную программу не как что-то совсем новое, а как совершенствование 5 имеющегося опыта. А остальным ученикам обычно ставят тройки – иногда заслуженно, иногда – из жалости. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников необходимо стараться, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в желание к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется возможность с первых же занятий быть активными, уверенными в себе, т. е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии: – игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая; – информационно-коммуникативные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации; – технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребенка.

Цель программы : развитие у детей 6-7 лет речевой деятельности и познавательных способностей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики

Основные задачи при реализации данной программы :

По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте:

Образовательные : • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Развивающие: 6 • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других); • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука); • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать. Воспитательные: • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики:

Развивающие: • развитие математических представлений о числах и цифрах; • развитие умение решать и составлять арифметические задачи; • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; Образовательные : • знакомство с математическими знаками; • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм). Воспитательные: • воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; • Воспитывать инициативу, самостоятельность, доброжелательность.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ. Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы. Данная программа готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю.

Формы и режим занятий. Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек. Формы организации занятий: - совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей. - индивидуальная – беседы; - занятия формирования и закрепления знаний и умений.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,

«предложение»;

- знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку

По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше - меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи; - уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Скоро в школу» – открытое занятие для родителей.

3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование разделов и тем Количество

всего теория практика

Октябрь Звуки и буквы. Звуковой анализ слов.

Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

4 занятия по 30

минут

10 мин

20 мин

Числа-цифры. Счет. Состав числа. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Ноябрь

Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Числа-цифры. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Декабрь Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Январь Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Февраль Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Март Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Апрель Звуки и буквы. Работа в тетради.

(Развитие речи и обучение грамоте)

Арифметические задачи. Работа в тетради.

(Развитие математических представлений и логики)

Итого 56 занятий

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц Название темы Краткое описание темы

Октябрь

Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы А,У,О

Согласный звук М (Мь, буква

Согласный звук С (Сь, буква

Согласный звук Х (Хь, буква

Числа-цифры

Цифры от 0 до 5;

Математические знаки +, -,=

Ноябрь

Звуки и буквы

Звук Ш, буква Ш

Сопоставление С и Ш

Согласный Л (Ль,буква Л

Гласный Ы

Числа - цифры Цифры от 5 до 10

Математические знаки > ,<

Декабрь

Звуки и буквы

Согласный звук Н (Нь, буква

Согласный звук Р (Рь) ,буква

Сопоставление Р и Л

Согласный звук К (Кь, буква

Арифметические задачи Арифметические задачи на сложение

Январь

Звуки и буквы

Согласный звук П (Пь, буква

Согласный звук Т (Ть) ,буква

Гласный И

Согласный звук В (Вь, буква

Арифметические задачи Арифметические задачи на вычитание

Февраль

Звуки и буквы

Согласный звук З (Зь, буква Сопоставление З и С

Согласный звуки Ж, буква

Согласный звук Б (Бь, буква

Арифметические задачи

Составление арифметических задач

Март

Звуки и буквы

Согласный звук Г (Гь, буква

Согласный звук Д (Дь, буква

Звук Й

Ь - показатель мягкости

Арифметические

задачи Составление арифметических задач

Апрель

Звуки и буквы

Гласные Я, Ю, Е

Согласные Ц, Ч

Звуки Щ, Ф (Фь)

Гласный Э

Логические задачи

Логические задачи на внимание

Закрепление умения решать все виды задач

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.

Форма занятий – игровая.

Приемы и методы.

Игровые: использование игр и игровых персонажей.

Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры).

Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки). Практические: выполнение заданий

Дидактический материал:

азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф;

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр;

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий);

предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку;

мнемотаблицы;

рабочие листы - прописи букв, цифр;

игры со словами.

Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волина, В. В. Учимся, играя: методическое пособие/ В. В. Волина. – М. : Новая школа, 1994. – 448 с.

2. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе : методическое пособие / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе : учебная литература / О. И. Жукова. – М. : АСТ, 2009. – 66 с.

4. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие / Г. Я. Затулина. – М. : Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.

5. Игнатьева, Л. В. Азбука. Мой первый учебник. ФГОС ДО / Л. В. Игнатьева, Е. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 96 с.

6. Игнатьева, Л. В. Читаю и пишу: Рабочие тетради №1, №2 комплект). К книге «Азбука. Мой первый учебник» / Л. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2015. – 80 с.

7. Новикова, В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе : методическое пособие / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 48 с.

8. Новиковская, О. А. Сложи словечко : игровые модели обучения и воспитания / О. А. Новиковская. – Санкт – Петербург : Паритет, 2006. – 15 с.

9. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. В. Соловьевой. – М. : Просвещение, 2014. – 232 с.

10. Федосова, Н. А. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.

11. Федосова, Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность» : пособие для педагогов / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 160 с.

12. Федосова, Н. А. От слова к букве: пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 1. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 112 с.

13. Федосова, Н. А. От слова к букве : пособие для детей 5-7 лет. В 2 частях. Часть 2. / Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.

14. Шевелев, К. В. Готовимся к школе : рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М. : Ювента, 2015. – 64 с.

15. Шумаева, Д. Г. Как хорошо уметь читать: обучение дошкольников чтению : программа-конспект / Д. Г. Шумаева. – М. : Детство – Пресс, 2010. – 1

Публикации по теме:

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео Конспект занятия по дополнительному образованию. Подготовительная группа. "Создаем мультфильм по сказке "Теремок" Цель: Совершенствование.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Презентация-фотоотчет о работе по дополнительному образованию экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет Экология является неотъемлемой частью нашей жизни. Именного с раннего детства, с дошкольного возраста необходимо прививать детям любовь.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Скоро в школу»
Опубликовано: 13 января 2020 в 00:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД