Папки-передвижки

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика»

Олеся Лукичева
Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка»»,

г. Козельск Козельского района Калужской области

Принята Утверждаю

на педагогическом совете Заведующий МКДОУ

Протокол №___от «___»___201 г ___/Ходак Л. В. /

Рабочая программа

по дополнительному образованию

Кружок по формированию элементарных математических представлений «Заниматика»

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию, Кружок по ФЭМП „Заниматика“» размещена в разделах

2018-2019 учебный год

Руководитель кружка :

Лукичева Олеся Владимировна.

Содержание.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание и формы работы

1.4. Принципы построения программы

1.5. Методические приемы

1.6. Планируемые результаты

1.7. Методы диагностики.

2. Содержательный раздел

2.1. Комплексно-тематическое планирование

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

3.2. Взаимодействие с родителями (законными представителями)

3.3. Учебно- методическое сопровождение

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математика будет сопровождать его всю жизнь, и поэтому он должен усвоить и понимать ее азы. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Существующие образовательные программы по математике для дошкольников в своей содержательной части ориентированы на знакомство детей с использованием математических терминов в бытовой речи. При этом не учитывается тот очевидный факт, что при переносе языковых средств из профессионального пространства в бытовое с необходимостью происходит изменение их смыслового наполнения. Например, в математике нет термина «круглый шар», а в быту мы регулярно используем такие термины, как «круглый мяч», «круглое печенье», «круглая чашка». Ребенку с детства знаком термин «воздушный шар», при этом форма самого объекта может существенно отличаться от шара. Нынешняя методология построения математического содержания привела к искажению фундаментальных основ математики: все математические понятия — идеальные, то есть вымышленные объекты, в реальном мире могут существовать только их копии, которые всегда отличаются от оригинала.

При таком подходе к построению математического содержания игнорируется процесс формирования культуры языкового мышления. Не для кого не секрет, что культурное языковое мышление суть адекватный перевод информации, представленной на языке одного уровня абстракции, на язык следующего уровня абстракции. Если ребенок изначально не осведомлен в том, что бытовой математический язык сильно отличается от культурного математического языка, то для него закрыта сама возможность обучения правильным переходам от языка одного уровня абстракции на язык следющего уровня абстракции, то есть отсутствует база, на которой формируется мышление в логике восхождения от абстрактного к конкретному (логике ВАК)

Существующий подход к построению математического содержания привел к дефициту специалистов, которые не только хорошо осведомлены в своей технологической области, но и способны построить систему, связывающую эту область со смежными, ведь при таком построении требуется использовать основания на следующем уровне абстракции, а большинство современных специалистов даже не подозревают о его существовании. Не приходится надеяться на то, что специалисты с такой подготовкой будут чувствительны к новым технологическим решениям. Скорее всего, они не смогут понять, каким образом новые технологии связаны с из областью деятельности.

При такой математической подготовке объясним разрыв между фундаментальными исследованиями и технологиями, используемыми в производстве. Достижения специалистов, занимающихся исследованиями свойств идеальных объектов, пылятся на полках, потому что нет специалистов, способных построить на их базе новые технологии. Ожидать серьезных технологических прорывов при такой подготовке специалистов бессмысленно. Таким образом, в существующей системе математического образования зафиксированы три существенных недостатка: искажается смысловое содержание изучаемого языка; не транслируются механизмы построения математического языка; не транслируются механизмы построения алгоритмов.

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

1.2. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «Заниматика".

Цель программы : сформировать представление о математике, как отдельной, почти сказочной стране, жителями которой являются следующие свойства реальных объектов и их совокупностей: форма, размер, расположение, количество.

Задачи:

Образовательные

1. Знакомить с плоскостными фигурами

2. Знакомить с пространственными фигурами

3. Формировать умения узнавать пространственные фигуры по теневым изображениям

4. Формировать умения строить пространственные конструкции по их теневым изображениям

5. Формировать умения детей ориентироваться во времени, пространстве, на плоскости.

Воспитательные

1. Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

1.3. Содержание и формы работы.

Занятия проводятся в форме сюжетно-ролевой игры. Каждое занятие – это спектакль, в котором дети и педагог выступают в качестве актеров. Сценарии спектаклей представлены в примерной образовательной программе для дошкольников, разработанной в рамках проекта «Школа королевы Геры». Поведение каждого ребенка в спектакле определяется требованиями сюжета и его роли в этом сюжете. По этой причине в начале занятий педагог предлагает детям стать жителями города считателей. После чего по желанию детей назначаются Пети, Маши, Маруси и Тимы. Педагог выполняет несколько ролей: ведущий, королева Цифра, педагог Математик и роль всех взрослых персонажей, которые встречаются в сюжете. Функции этих персонажей: следить, чтобы развития действия не сильно отклонялось от сценария, задавать вопросы и следить за правильностью ответов на них. Если один из актеров, например, один из Петей, ответил допустил ошибку при ответе на вопрос или ответил на вопрос неточно, то взрослый персонаж передает право ответа на этот вопрос другому исполнителю этой роли. Похвалу за правильный ответ на вопрос получают все Пети. Во второй части программы предусмотрены занятия, в ходе которых актеры-дети должны задавать вопросы взрослым персонажам. На этих занятиях у педагога появляется еще одна функция: корректировать формулировку вопросов. Ребенок должен знать, что правильно заданный вопрос – это половина ответа. Правильная формулировка вопроса должна также поощряться, как и правильный ответ на поставленный вопрос.

Каждое занятие должно завершаться ответами на вопросы: “Что нового узнали герои сказки на этом занятии?” и “Что нового узнал я на этом занятии?” Ответить на этот вопрос помогут титульные листы к каждому занятию.

1.4. Принципы и подходы в организации кружка.

• умственное развития дошкольника.

индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

1.5. Методологические приемы, используемые в работе.

- игры-эксперименты,

- модели, схемы.

- развивающие игры.

- логические задачи.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

- отбор содержания доступного детям 5-6 лет;

-постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

- индивидуального подхода к детям.

1.6. Планируемые результаты.

Диагностика (приложение 2)

1. Содержательный раздел.

2.1. Комплексно- тематическое планирование кружка «Заниматика».

Название занятия Задачи занятия Количество занятий

(25инут) Число

Соревнования в Математической стране Познакомить ребенка с шаром, как образцом формы предметов. 1 02.10

Как колобок шару помог Научить правильному использованию термина “шарообразные предметы”, познакомить с цилиндром, как образцом формы предметов. 1 09.10

Неразбериха в

Математической стране Научить ребенка правильному применению термина “цилиндрические предметы” 2 16.10

Домик для кума Тыквы Сформировать представление о призмах, научить правильному применению термина “призматические предметы” 2 23.10

День рождения призм Познакомить с многообразием призм и указать на их общее свойство. 2 6.11

Куб и призмы Показать отличительное свойство куба, показать сходство между кубом и призмами. 1 13.11

Украшаем новый дом Познакомить с конусом, как образцом формы предметов. Рассмотреть отличительное свойство конуса и его применение 1 20.11

Поездка в ельник Познакомить с происхождением термина “конус”. Научить узнавать конические предметы 1 27.11

Новогодняя елка в городе считателей Познакомить с понятиями “один”, “много”, “столько же”, “больше на один”, “больше на два” 1 4.12

На помощь Золушке Организовать первичный опыт классификации реальных предметов по их форме. 1 11.12

Коробки для новогодних подарков Организовать первичный опыт изготовления цилиндра и конуса из их разверток. 1 18.12

Волшебный веночек Познакомить с числами один, два и три как общим свойством наборов реальных предметов. Сформировать первичное представление о цифрах, как знаках, которые используются при записи чисел. 1 25.12

Истории волшебного веночка Познакомить с пирамидой, как образцом формы. Познакомить с общими свойствами треугольной и четырехугольной пирамиды и их отличительным свойством. 1 15.01

Как считатели Буратино помогли. Познакомить с отличительным свойством тени. Сформировать представление о сходстве между предметами и их тенями. 1 22.01

Подготовка к загадочному турниру Сформировать представление о плоских фигурах, как тенях пространственных фигур. 1 29.01

Загадочный турнир Познакомить с теневыми портретами пространственных фигур 1 05.02

Загадки королевы Геры Организация первичного опыта распознавания пространственных фигур по их теневым портретам 1 12.02

Мы делаем мебель для кукол Познакомить с конструкциями и их частями 1 19.02

Загадочные картинки Познакомить с теневым изображением конструкций 1 26.02

День рождения Маши Повторям числа и цифры 1 – 3. Знакомимся с числом и цифрой 4 1 05.03

Волшебные сны Познакомить с порядковыми числительными. Познакомить с числом и цифрой 5. 1 12.03

Волшебные превращения. Повторение 1 19.03

Как город свой цвет потерял Познакомить со способом описания расположения предметов в ряду. Познакомить с числом и цифрой 6. 1 26.03

Цветик - семицветик Познакомить с числом и цифрой 7. 1 02.04

Исполнение желаний Познакомить с направлениями движения по кругу 1 09.04

Дворцовый сон Познакомить со способ описания расположения предмета в указанной системе отсчета.

Познакомить с числом и цифрой 8. 1 16.04

Возвращение по волшебной дорожке Познакомить с числовым отрезком и его началом – знаком 0. 1 23.04

Возвращение по волшебной дорожке Познакомить с числами 9 и 10 и способом их записи 1 30.04

В поисках волшебного ключика Познакомить со способом определения расположения предмета по плану местности 1 04.05

Путешествие по математической дороге Повторить написание цифр, построить способ ориентировки на местности с помощью схематического изображения местности. 1 10.05

Сказочный город в стране счастья Познакомить с эскизами пространственных конструкций 1 17.05

Праздник воспоминаний Повторение 1 25.05

3. Организационный раздел.

3.1. Учебный план.

Данная программа используется как средство дополнительного образования детей дошкольного возраста. Комплексно – тематический планирование составлено на основе примерной образовательной программы для дошкольников, разработанной в рамках проекта «Школа королевы Геры». Работа проводиться во второй половине дня. При проведении занятий максимально допустимая нагрузка на детей не превышает 25 минут.

Режим работы : 15.35.- 16.00

3.2. Взаимодействие с родителями.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая роль- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей.

План работы с родителями.

Срок проведения Форма проведения и тема.

октябрь Консультация «Кружок «Заниматика»»

ноябрь Папка-передвижка «Веселые занятия дома по ФЭМП»

декабрь Консультация «ФЭМП»

январь Рекомендации для родителей

февраль Папка- передвижка «Правое, левое. Как научить ребенка не путать стороны»

март Беседа «Играем вместе с детьми»

апрель Консультация «Дидактические игры»

май Родительское собрание «Подведение итогов»

3.3. Учебно- методическое обеспечение.

• Обучающие настольно-печатные игры по математике.

Занимательные книги по математике.

• Учебное пособие «Приключение в математической стране»

• Простой карандаш; набор цветных карандаше.

• Счетный материал, счетные палочки.

• Набор цифр.

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений "Заниматика".

• Набор пространственных фигур.

Публикации по теме:

Аннотация к программе по дополнительному образованию кружок «Читай-ка» Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом.

Сценарий отчетного концерта «Кружок по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика» Сценарий отчетного концерта. Кружок по дополнительному образованию «Ритмическая мозаика» Руководитель Антонова Анна Викторовна. Чтобы счастливей.

Перспективный план работы по дополнительному образованию Кружок «Умелые ручки» средняя группа Перспективный план работы. Сентябрь Тема недели Темы занятий Программное содержание Материал День знаний Рисование пальчиками и ладошкой.

Программа по дополнительному образованию «Весёлая ритмика» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлая ритмика». Возраст детей, на который рассчитана программа:.

Программа по дополнительному образованию «Юный эколог» для детей 5–6 лет Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность) Основу содержания деятельности детей составляют.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей подготовительной группы «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Центр Развития Ребенка - Детский сад «Солнышко» Принято Педагогическим советом.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Математические ступеньки» (младшая группа) Содержание I. Целевой раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Мир сенсорики» в первой младшей группе Пояснительная записка Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебная шкатулка» в подготовительной группе Образовательная программа по дополнительному образованию «Волшебная шкатулка» для детей подготовительной группы №2, возраст (6-7 лет,.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный завиток» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток» Возраст обучающихся: 5 –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок по ФЭМП «Заниматика»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 23:59
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД