Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония»

Сухоставская Ирина
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В. С. Кузина, Дрофа, 2013г.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». 4 КЛАСС.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись, рисование по памяти или представлению, рисование натемы и иллюстрирование (композиция, декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их

изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у обучающихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Обучающиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листдекоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись, в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Обучающиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Ценностные ориентиры содержания предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:

формированиеосновгражданственности;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

• положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• познавательной мотивации к изобразительному искусству;

• чувства уважения к народным художественным традициям России;

• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

• эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• выполнять работу по заданной инструкции;

• использовать изученные приёмы работы красками;

• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

• вносить коррективы в свою работу;

• понимать цель выполняемых действий,

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

• включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

• находить нужную информацию в словарях учебника;

• вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

• различать цвета и их оттенки,

• соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

• характеризовать персонажей произведения искусства;

• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

• конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• комментировать последовательность действий;

• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении;

• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты

Обучающиеся получат возможность научиться:

• Выражать отношение к произведению;

• чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

• сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

изображать форму, строение, цвет предметов;

• соблюдать последовательное выполнение рисунка;

• определять холодные и тёплые цвета;

• выполнять эскизы декоративных узоров;

• использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

• применять приёмы народной росписи;

• расписывать готовые изделия по эскизу;

• применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю - 34 ч (34 учебных недель). Данная рабочая программа по «Изобразительному искусству» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2017-2018 уч. год» и рассчитана на 34 часа.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 4 КЛАССЕ

Рисование с натуры

Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состоянияхдня и времени года,сюжетных композиций на темы окружающей действительности,

истории, иллюстрирование литературных произведений.

Декоративная работа

Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием

орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.

Лепка

Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.

Беседы

Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». 4 КЛАСС

№п\п Раздел (тема, виды деятельности кол-во часов

1 Учись рисовать

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного

искусства.

Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа над развитием творческого воображения. 10

2 Рисование с натуры, по памяти и по представлению

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях

дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений. 5

3 Декоративная работа

Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием

орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки. 4

4 Рисование с натуры и по памяти Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц. 2

5 Рисование на тему

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. 13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Дата Содержание учебного материала (раздел, тема урока)

Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

План Факт

1 04.09 Летний пейзаж

1 Импровизация на темы летних впечатлений.

Рисование с натуры листьев, фруктов и овощей, предметов быта. Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива).

Декоративная работа – изготовление эскиза игрушки.

2 11.09 Рисование листьев

1

3 18.09 Натюрморт из фруктов и овощей

1

4 25.09 Натюрморт из предметов быта.

1

5 02.10 Натюрморт из предметов быта.

1

6 09.10 Эскиз игрушки «Веселая карусель»

1

7 16.10 Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников» Осень во дворе

1 Изображение пейзажа в различных состояниях

дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений

.

8 23.10 Портрет дерева

1

9 30.10 Эскиз «Стульчик - зверь»

1

10-11 13.11-20.11 Рисование с натуры фигуры человека

2

12 27.11 Люди труда в изобразительном искусстве

1 Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека.

13 04.12 «Сталевар»

1

14 11.12 Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» 1

15 18.12 Лепка домашних животных по памяти.

Русский фигурный пряник

1 Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

16 25.12 1

17 15.01 Красота родной природы в творчестве русских художников.

1

18-19 22.01-29.01 Иллюстрация к сказке «Морозко»

2

20 05.02 Сюжетная аппликация к сказке «По щучьему велению» 1

21 12.02 Кухонная разделочная доска

1 Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованиеморнаментальной исюжетно-

декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки

Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.

22 19.02 Рисование по памяти грузовых машин.

1

23 26.02 «Песни нашей родины»

1

24 05.03 Выполнение эскиза памятного кубка

1

25 12.03 Птицы.

1

26 19.03 Рисование по памяти зверей.

1

27 02.04 Беседа «Русский портретист Валентин Серов»

1

28 09.04 Рисование рыб

1

29 16.04 Рисование аквариума.

1

30 23.04 «Любимый сказочный герой»

1

31-32 28.04

07.05 Рисование натюрморта из двух гипсовых тел

2

33-34 14.05-21.05 Сказочные птицы

2

Публикации по теме:

Занятие по изобразительному искусству «В ожидании снега»Занятие по изобразительному искусству «В ожидании снега» Наступила зима и ребята с трепетом ждут белый пушистый снежок чтобы кататься на санках, на лыжах, а главное смастерить снежного друга, весёлого.

Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе «Составление узора на заданной форме. Пасхальное яйцо» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. М. М. ПРИШВИНА «Составление узора на заданной.

Конспект урока по математике 2 класс «Решение задач» УМК Гармония Урок 64 дата: 12.01.18 Тема урока: Решение задач. Цель урока: совершенствовать умения: решать арифметические задачи, выявлять сходство.

Конспект занятия по изобразительному искусству для подготовительной группы Конспект занятия по рисованию Воспитатель: Токарчук Н. В. Тема: Варежки Цель: формирование у старших дошкольников опыта самостоятельного.

Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице»Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице» Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт "Блины к Масленнице"![/b] Автор: Турлюн Анастасия Николаевна.. Цель:Формирование.

Рабочая программа по курсу ФЭМП в подготовительном классе Рабочая программа по курсу "Формирование элементарных математических представлений» Пояснительная записка Нормативные и правовые документы,.

Рабочая программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» в подготовительном классе Рабочая программа по курсу " Ознакомление с окружающим миром" Пояснительная записка Нормативные и правовые документы, на основе которых.

Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисованияИспользование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования Развивать изобразительные способности нужно начинать с раннего до-школьного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе «Здоровейка» Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровейка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Мастер-класс по изобразительному искусству «Рисунок «Снегирь»Мастер-класс по изобразительному искусству «Рисунок «Снегирь» Мастер-класс по изобразительному искусству Рисунок "Снегирь" Загадка Пусть я птичка-невеличка, У меня друзья, Привычка-как начнутся холода,.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 13:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Выставка работ «Осенние фантазии»
Осень прекрасная пора, потому что именно в это время года можно увидеть буйство красок в природе. Также осень это очень творческое время года, когда можно...
Фотоотчет Осеннее развлечение в младшей группе «Осень в гости к нам пришла»
Цель: создание радостного, праздничного настроения у участников праздника. Формирование устойчивого интереса ко всем видам музыкальной деятельности,...
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей...
Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди других песен....